No Image

Человек царь природы кто это сказал

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
11 марта 2020

Человек — царь природы

Наверное, с того самого момента, когда человек осознал свою разумность, были начаты поиски таких же или близких по интеллекту живых существ на нашей планете. Шло время, развивались биология и физиология, были исследованы практически все уголки Земли, на основании чего создана целая система, в которой перечислялись живые организмы по мере усложнения организации, и, конечно, «венцом» творения природы ставился человек. В настоящем разделе мы попытаемся опровергнуть это весьма распространенное заблуждение.

Появление эволюционной теории развития всего живого показало глубокую взаимосвязь всех организмов, населяющих Землю. От молекулы ДНК, впервые возникшей когда-то, до появления сложных, способных к абстрактному мышлению существ прошли миллиарды лет. Действительно, живая материя постепенно принимала все более и более сложные формы, подробное изучение животного и растительного мира показало, что наиболее сложно организованные существа в ходе своего развития проходят этапы, соответствующие более примитивным по строению живым организмам. Так, например, любое млекопитающее, будучи эмбрионом, в начале внутриутробной жизни имеет жаберные дуги и плавники, т. е. очень сильно напоминает эмбрион рыбы. Казалось бы, что связывает слонов и форелей? Оказывается, и те и другие — «братья», имеющие общего, хоть и очень дальнего предка.

Поскольку непосредственным исследователем живой природы был сам человек, то критерием развитости того или иного существа был разум или любая «осмысленная» деятельность. Человек, по-видимому, стал первым живым организмом, обратившим взгляд на самого себя. Он подробнейшим образом исследовал строение своих внутренних органов, в т. ч. и центральной нервной системы, сравнивая ее с мозгом других животных. Кора головного мозга, предопределившая появление разумной жизни на нашей планете, с точки зрения биологии ХХ-го столетия достигла своего апогея именно у представителей рода Homo sapiens — человека разумного. Именно у людей, согласно данным того времени, максимальное количество извилин в коре головного мозга. Это позволяет сделать вывод, что человек — самое умное и совершенное существо на Земле.

Если до XX в. наука была далека от атеизма и мысль о собственной неповторимости и величии была достойной костра инквизиции, то с развенчанием режима самодержавия и религиозных устоев общества был отодвинут на задний план символ самого совершенного начала — божественного. Именно в это время и появился самый нелепый лозунг за всю историю существования человечества — «Человек — царь природы».

Наверное, не было лучшего оправдания бесчинствам человека по отношению к другим живым обитателям планеты. Создавалась видимость того, что все вокруг существует лишь для того, чтобы удовлетворять потребности человека. Даже опасность экологических катастроф оценивалась с позиции того, что последующим поколениям землян может не хватить природных ресурсов, все же многообразие живого всегда было вторичным.

Видимо, только последние десятилетия заставили человека задуматься над тем, что, видимо, не так уж всемогущ «самый умный обитатель Земли». Казалось бы, как нелепо то, что не видимый глазом микроб, у которого есть лишь единственная нуклеиновая кислота в белковой оболочке, угрожает всему 6-миллиардному населению земного шара вымиранием и перед ним бессильны многочисленные научные институты, в которых суммировался весь интеллектуальный потенциал человечества.

Конечно, проблема СПИДа в XX в. не стала чем-то неведомым для людей. Эпидемии чумы, холеры, тифа и даже гриппа в свое время уносили миллионы жизней, однако в то время все бедствия были «карой небесной», теперь же человеку было просто непозволительно не искать разумного выхода из данной ситуации.

Да, человек со всей своей многоуровневой корой и «пониманием» процессов, происходящих вокруг, очень часто оказывается просто щепкой в руках сил природы. Извержения вулканов, ураганы, цунами в считанные минуты уничтожают сооружения, создаваемые десятками тысяч профессионалов, опровергая тем самым суждения о том, что природа находится в подчинении у человека.

Конечно, можно возразить — одно дело силы неживой природы, совсем другое — живые существа, уж здесь-то человеку нет равных. Однако можно привести сотни доводов, опровергающих подобное мнение. В природе обитают многочисленные живые организмы, обладающие способностями, не свойственными представителям рода человеческого.

Во-первых, одноклеточные обитатели соленых водоемов способны не только реагировать на минимальные изменения содержания солей, но и определять единичные молекулы других веществ в кубометрах воды. А что способен почувствовать кожей или осязательными луковицами языка человек?

Да, конечно, у рыб трехкамерное сердце, а мозг состоит только из мозговых пузырей, однако целые стаи лосося способны не сбиваться с пути протяженностью в тысячи километров, находя дорогу к местам нереста. А способен ли человек не заблудиться хотя бы на участке, в сотню раз меньшем?

Человек в своем интеллектуальном поиске так отдалился от живой природы, что утратил способность самостоятельно помочь себе в условиях невозможности вызвать «скорую помощь». Так, ящерица, которой оторвало конечность, способна полностью восстановить ее в кратчайшие сроки; думается, что человек в аналогичной ситуации в лучшем случае наложит повязку для остановки кровотечения.

Саламандра, подобно ящерице, способна полностью восстановить утраченную конечность

Человек способен почувствовать нагретость или охлажденность того или иного предмета, порог же температурного разрешения для него, можно сказать, просто огромный. Так, змеи, например, способны почувствовать изменение температуры среды в тысячную долю градуса, как раз то нагревание среды, которое создается мелкими теплокровными грызунами или птенцами. По сравнению с подобной терморецепцией люди невероятно толстокожи.

А что же зрение? Человек способен воспринимать определенный цветовой спектр, а ведь существуют и совершенно иные видения этого мира. Те же пчелы способны видеть цвета со сверхкороткой длиной волны, поэтому даже однородное голубое небо в ясный солнечный день для них имеет множество участков, окрашенных в различные оттенки, а белые цветки для них отличаются друг от друга, причем весьма существенно.

Что касается зоркости, то в этом отношении человек далек от многих живых существ. Любая хищная птица, например ястреб или сокол, способна разглядеть полевку с высоты нескольких десятков метров; альбатрос и чайка видят рыбу в темных морских водах…

Мир запахов открыт нам, как выясняется, едва-едва. Мы почти не различаем «ароматов», чего не скажешь о собаках, способных найти что-то по «пахучим» следам, оставленным человеком на тротуарах, земляных тропинках и т. д. Есть и еще один яркий пример — киты, способные почувствовать присутствие сородичей где-то рядом по «водным следам», т. к. растворенные в огромных толщах неспокойной воды выделения в микроскопических количествах все-таки достигают органа обоняния морских гигантов.

Летучие мыши способны в кромешной тьме обнаружить и отловить даже самое мелкое насекомое

Координация движения даже тренированного летчика или акробата не может быть сравнима с птичьей. Разве можно себе представить, чтобы человек смог контролировать ситуацию после всех многочисленных пируэтов и «мертвых петель», которые совершаются стрижами или ласточками при ловле стрекоз и комаров.

Читайте также:  Выбор кроссовера до 2 млн

Такое человеческое чувство, как интуиция, т. е. способность предвосхитить каким-то невероятным образом грядущее событие, свойственна лишь особо чувствительным натурам, а ведь задолго до кораблекрушения крысы покидают обреченный корабль, а домашние животные уходят из дома перед землетрясением. А способны ли люди предвидеть любую опасность?

Что касается переживания всякого рода экстремальных ситуаций, то в этом смысле человек вообще ни к чему не приспособлен. Вот австралийский неоцератод (т. н. двоякодышащая рыба) может пережидать периоды пересыхания водоема, дыша атмосферным кислородом на протяжении долгих месяцев. А способен ли человек продержаться в воде даже с запасом воздуха в баллонах, скажем, неделю?

Аналогичная ситуация с перепадами давления. Микроорганизмы, обнаруженные на дне Кольской скважины, без всяких «проблем для здоровья» выносят давления в сотни атмосфер. Придонные морские животные подвергаются воздействию столбов плотной соленой воды высотой в несколько километров, что также создает гигантские перегрузки, в условиях которых легкие аквалангиста просто разорвало бы, однако и скаты, и дельфины, и киты совершенно безболезненно переносят нахождение на этих глубинах.

Наверное, рекордсменами по выживаемости являются вирусы и бактерии, они-то вообще способны в случае необходимости изменять весь генетический аппарат, подстраивать геном своего «хозяина» под собственные нужды, заставляя синтезировать необходимые им белки. Человек по сравнению с ними просто нечто закостеневшее, ведь даже самые современные достижения генной инженерии даже не спасают от наследственных болезней.

Человек ориентируется в окружающей среде главным образом с помощью зрения, о качестве которого уже говорилось. В природе же существует и другой способ получения информации — эхолокация. Летучие мыши и дельфины способны с помощью особого аппарата, расположенного в полостях мозга, в кромешной тьме распознать любой объект; испущенный эхосигнал достигает препятствия, отражается от него и в измененном виде возвращается к своему источнику, снабжая животное всей необходимой информацией.

Что касается «умелых рук», думается, что птичьи гнезда, сооружаемые даже без участия конечностей как таковых, термитники, коралловые рифы — это такое же мастерство живых существ, ничуть не уступающее, а иной раз и превосходящее человеческое искусство.

Термитник — наглядное свидетельство того, что гораздо более просто организованные существа без использования подручных средств способны сооружать сложнейшие строения

Невероятным в свое время показалось сообщение о том, что дельфины не уступают человеку в разумности. Исследования мозга этих удивительных морских млекопитающих показали, что масса мозга, количество и сложность извилин этих животных не только не отстают от человеческих, но по некоторым показателями превосходят их. Чего стоит наблюдение одного из ведущих мировых специалистов по дельфинам Джона Лилли, показавшего, как его любимец Эльвар просто-напросто самостоятельно экспериментирует над своим «покровителем».

Наверное, всех приведенных фактов достаточно для отрицания любого владычества человека над природой, люди представляют собой лишь часть, причем далеко не самую совершенную, сложнейшей и глубоко взаимосвязанной системы живого и неживого.

Загубленная душа

Месяца два назад решил я приобрести щенка или котенка: думал, займу им сына – у нас с женой появится больше свободного времени. Приехав на выходные к матери в поселок Мызино, узнал, что неподалеку в деревне Каменка одна хозяйка раздает новорожденных котят бесплатно, не раздумывая сел на свой «Урал» и помчался туда.

– Эх, – покачала головой хозяйка, приехал бы вчера, я б тебе на выбор пятерых предложила. А теперь только один остался: хотела внучке подарить, да она отказалась…

Мы прошли в маленькую комнату, и в углу, в куче тряпья, я увидел кошачье семейство.

– Ну-ка, отойди, – отшвырнула бабка кошку и, взяв котенка за шкирку, плюхнула его в мой вещмешок. – Только поторопись, сейчас наверняка Сонька взбесится, – добавила она, кивнув на насторожившуюся «мамашу».

– Правда? – улыбнулся я. – Тогда вы ее подержите.

Выйдя во двор, я погрузил поклажу в коляску и покатил восвояси. Но когда въехал на холм и обернулся, чтоб окинуть взглядом красоту полей, увидел, что мотоцикл стремительно догоняет старухина кошка.

«Все-таки вырвалась, – подумал я, и меня охватил азарт. – Ну, держись!»

И я поддал газу, подняв позади себя столб пыли…

Увидев, как мой Пашка взвизгнул от восторга, вытащив из вещмешка живую игрушку, я просиял от радости… Теперь он часами возился с котенком, а мы с Ниной могли спокойно заняться огородом и, искупавшись в озере, полежать под ветвистым дубом, глядя на убегающие вдаль облака.

Выходные кончились, мы поехали домой, в город. Дорога шла через Каменку. Но километров за шесть до нее мы заметили впереди небольшой бугорок. Приблизившись, я заглушил мотор. На краю дороги, уткнувшись мордой в пыль, лежала бабкина Сонька. По ее шерсти ползали муравьи и мухи.

Я все рассказал жене, и мы решили закопать бедное животное. Взяв лопату, я отошел от дороги к оврагу, и вскоре яма была готова. Бросив туда труп, я засыпал его землей, и мы поехали дальше. Проезжая мимо Каменки, решили на минуту заскочить к хозяйке, чтобы сообщить ей о кошке.

– Да пес с ней, – махнула рукой бабка, – чумных держать – спасу нет. Я, когда четверых ее пострелят стала в корзину класть, она, паразитка, меня так за палец тяпнула, что до сих пор болит.

– Почуяла, что другим отдаете?

– Что топить несу. Да кому они нужны? И ведь дверь снаружи заперла, так она мне, гадина, всю обшивку изодрала… Потом целую ночь где-то шлялась, а наутро явилась вся в грязи, в тине и шасть по половикам! Стирки после нее было – чуть Богу душу не отдала.

Мы вернулись домой, жизнь пошла своим чередом – работа, друзья-приятели, по вечерам уроки с сыном. Только было как-то не по себе. Такая тоска нахлынула – хоть волком вой! Однажды после получки зашел в «Рюмочную», хотя до этого почти не пил.

«С ума спятил? – уговаривал я сам себя. – Из-за облезлой твари?»

Как-то, возвращаясь с работы, специально завернул в книжный магазин – полистать учебник зоологии и вычитал: поступками животных руководят инстинкты. «Значит, она мчалась за котенком неосознанно, – заключил я. – Мы ведь тоже испытываем, чувство голода или жажды совершенно непроизвольно». Это меня немного успокоило. Но однажды увидел, как жена ласкает только что вымытого Павлика, целует его, расчесывая мокрые волосы, как глаза ее сияют бесконечным счастьем, – и у меня снова защемило в груди.

Бедная Соня тоже носила под сердцем своих малышей… Они родились беспомощные, голодные, неумело тыкались мордочками в ее соски. И она по очереди заботливо их облизывала, согревала своим теплом, оберегала их сон… Она не понимала и не хотела понимать, почему ее котята не имели права жить. Даже чувствуя, что ничего не в силах изменить, она отчаянно вцепилась в руку своей хозяйки, взявшей на себя роль судьи… Она грызла запертую дверь, слыша удаляющийся жалобный писк своих детенышей. Ночью звала их, бегая взад-вперед по берегу; и, даже несмотря на при родное отвращение к воде, кинулась в нее – спасать. А вернувшись домой изнемогшая и опустошенная, бросилась в угол к своему последнему детенышу. Когда же и его отняли, она бежала за ним до тех пор, пока не отказало сердце…

Читайте также:  Знакомства майл ру игры новости

Все это так ясно предстало перед моими глазами, что я до сих пор не пойму, как я мог такое сотворить. Но одно могу сказать совершенно точно: вернуть душевное спокойствие мне поможет только забота о нашей двухмесячной кошечке, которая сладко посапывает сейчас, свернувшись клубочком, и надежда на то, что Господь со временем подарит ей малюток, и я смогу сделать все, чтобы она ощутила то, что не успела почувствовать ее несчастная мать. А иначе что толку, что однажды, остановившись в поле по пути в Мызино, я просил у загубленной мною души прощения? Ведь в ответ я услышал только завывание ветра…

Владимир Кузин, г. Владимир

Их бессмертие в нашем бессмертии

Священник Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма во имя Poждeствa Пресвятой Богородиицы при Санкт-Петербургской консерватории

Болит рука, болит голова, болит сердце… И мы невольно стараемся унять эту боль, потому что она мешает нам трудиться, отдыхать, радоваться. Мы торопимся прогнать боль как нечто чуждое. Это нормально и естественно для человека. Но есть у боли и другая сторона: если какой-то орган болит, значит он жив. И если ещё болит моя душа, значит, она тоже еще не умерла!

Фото Олега Нехаева

Удивительно, как Бог дает нам возможность преображать зло в несомненное добро. Так, душевная боль может вызвать чувство сострадания, соболезнования к другому (любопытно, что слово «соболезнование» переводится на греческий как sym-patheia, то есть симпатия). Но такое преображение не происходит автоматически: Творец уважает нашу свободу. От своей боли можно ведь и озлобиться, замкнуться, а можно откликнуться на чужую боль, пусть даже боль животного…

Любой человек, имеющий животное, может многое рассказать о своем любимце, например, о том, с какой искренней и неподдельной радостью встречает он вернувшегося домой хозяина, задолго чувствуя его приближение. Часто можно услышать фразу, что домашние животные преданнее, чем многие люди, ведь они не разлюбят, не предадут, не уйдут к другому… Животное привязано к человеку не за что-то, а просто так. А чем платит человек за такую преданность и любовь к себе?

Беззащитность и безответность. Эти две характеристики животного мира по отношению к миру человеческому для меня всегда были определяющими. Как бы ни был силен и хитер любой хищник, человек, имея оружие, изобретая все более совершенные способы поимки и убийства, всегда окажется сильнее, хитрее и коварнее. А значит, зверь всегда беззащитен перед жестоким «царем природы». И как бы животное ни защищалось от жестокости человека, как бы ему ни хотелось постоять за себя и своих детенышей, с той же силой и хитростью зверь человеку ответить не может. Все равно это будет не честный поединок равных, а подлое убийство или позорное избиение более сильным менее сильного.

А действительно, лежит ли на человеке ответственность за «братьев наших меньших»? Или это всего лишь красивая метафора, которой мы обязаны поэтическому таланту Есенина? Мы привыкли, что христианство говорит в основном о человеке, о его преображении, спасении, а животный мир, вроде бы, оставляет в стороне. На первый взгляд, это как бы не входит в сферу интересов Церкви. Но так ли это на самом деле?

Уже в первых строках Библии, после рассказа о сотворении мира и его обитателей, дана исчерпывающая характеристика отношений человека и животных. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие, глава 1, стих 26).

Далее происходит еще более поразительное событие, которое, к сожалению, остается практически незамеченным и непонятым современным читателем Священного Писания. Бог приводит к человеку всех живых существ и предлагает назвать их. Почему же Творец всего Сам не дал имена Своим «произведениям»? Дело в том, что наречение имени – это символ обладания и господства над тем, чему ты даешь имя. Не столько внешнего, сколько внутреннего – проникновения в саму суть этой вещи, знание всех ее тайн как со-творец, как господин, владыка и царь. Первые читатели Библии прекрасно знали, что означает наречение имени, и это место красноречивее всех слов говорило им о том, что человек – это действительно царь природы.

Фото Евгения Глобенко

Итак, именно человек был поставлен Богом владыкой, царем над всем земным тварным миром. И до тех пор, пока человек оставался в послушании своему Создателю, он жил в согласии и взаимопонимании с врученной ему природой. Но люди, впервые реализовав свою свободу против воли Бога, захотев быть равными Ему, добровольно отпали от Него, и вся природа также лишилась благодати богообщения. Грех и вина царя и владыки заразил всех его невинных поданных. Но почему? Нарушил-то запрет человек, причем же здесь вся природа? Где справедливость?

Почти все церковные авторы, говоря на эту тему, отмечали, что человек – существо уникальное. Из всех живых существ, которым Господь дал жизнь, только человек соединяет в себе две природы – нетварную, Божественную, и сотворенную. С одной стороны, он взят, как говорит Библия, «из праха земного». Но, с другой, Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни». Это дыхание называется Духом Святым, неотмирной частичкой человека, которая соединяет его с Творцом. Поэтому Божий замысел о человеке был особый: с помощью этой нетварной частички в себе постепенно идя к Богу, в итоге обожить, привести к стопам Господа весь тварный мир, всю природу.

Но после того, как человек пошел против Творца, на свете не осталось ни одного сотворенного существа, способного привести этот Божий замысел в исполнение, и природа остается как бы отученной от Господа. Безвинно. Точнее, по вине человека. Ведь из-за него прозвучали слова Господа, почему-то не страшные для нас, но страшные для всех остальных живых существ: «проклята земля за тебя…» (Бытие, глава 3, стих 7).

Читайте также:  Sata mode selection ahci или ide

Можно ли преодолеть это «проклятие», эту отлученность всей природы от Бога? Две тысячи лет назад к людям пришел Спаситель – Бог, ставший человеком и преодолевший пропасть тысячелетнего отчуждения людей от Бога. А природа, животные? Изменились ли их отношения с Творцом? Да. И об этом однозначно свидетельствуют и Новый Завет и история Церкви.

В жизнеописаниях многих святых можно увидеть поразительную связь человека и животного, восстановление той первоначальной гармонии их отношений, которые были до грехопадения: дикие животные – медведи, львы – приходят к отшельникам и едят из их рук! Природа чувствует в таком человеке что-то особенное, отличающее его от других присущее в Раю первым людям полное устремление к Богу всеми силами своей души…

Именно о таких отношениях человека с животными писал апостол Павел: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Послание к Римлянам, глава 8, стихи 19-23). Твари (творения – славянск.), врученные нам Богом, с надеждой смотрят на нас, ожидая спасения от зла, причиненного им нашим прародителем и продолжающегося до сих пор. Именно от «сынов Божиих», то есть от всех нас зависит их судьба.

В Библии не сказано ни слова о посмертной судьбе животных. У Клайва Льюиса есть мысль о том, что душа животного бессмертна в той степени, в какой ее обессмертит своей любовью человек, что «животные обретают бессмертие не сами по себе, а в бессмертии хозяев». Я думаю, это очень верная мысль. Христианство от начала до конца – свидетельство любви. Только она переходит с человеком в вечность. Но если это так, разве может исчезнуть моя любовь к моему любимому питомцу? Ведь и после его смерти я продолжаю его любить. Если душа человека бессмертна, то бессмертна и его любовь к кому бы то ни было!

Именно так и надо понимать слова апостола о надежде твари на освобождение «от рабства тлению». Ведь любовь – это, прежде всего, ответственность. Как царь отвечает за свой народ, так и человек отвечает за животных и всю тварную при роду, которые Господь дал ему во владение. Животные освобождаются от «рабства тлению», только когда человек царствует действительно с любовью и ответственностью. Тогда природа реализуется в иерархии бытия, выполняет свое назначение. А об этом назначении мы уже говорили – служба человеку. Именно в этом смысл существования всего тварного мира.

И последнее. Нужно ли человеку просить прощения у каждого невинно пострадавшего животного? Безусловно, душа у животных живая, но она лишена того «дыхания жизни», которое присуще только человеку. Поэтому зверь не сможет услышать нас, откликнуться, простить… Я бы посоветовал просить прощения у Бога. Ведь если Он дал нам власть над природой и животным миром, то именно к Нему мы и должны нести свои переживания, а иногда даже и слезы, что не можем реализовать эту власть, выполнить свое царское предназначение. А нужно всего лишь позвать Его на помощь. Жаль только, что часто мы этого просто не хотим, нам кажется, что это так трудно – искать Бога. А нужно всего лишь позвать, а искать не нужно, ведь 2000 лет назад Он уже Сам нас нашел…

Иллюстрация: преподобный Серафим кормит медведя. Литография неизвестного художника 1860-1880 гг.

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Царь природы" в других словарях:

царь природы — гомо сапиенс, смертный, венец творения, мыслящий тростник, рожденный женщиной, человеческое существо, человек Словарь русских синонимов. царь природы сущ., кол во синонимов: 7 • венец творения (13) … Словарь синонимов

Царь природы — Запрос «Человек» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Люди» перенаправляется сюда. О более широкой таксономической категории см. Люди (род). ? Человек … Википедия

Царь земли — природы (иноск.) человѣкъ. Ср. Человѣкъ «вѣнецъ созданья, Перлъ природы, царь земли». А. Л. Боровиковскій. Царь природы. Ср. Человѣкъ теперь не царь земли, а рабъ жизни, утратилъ онъ гордость своимъ первородствомъ, преклоняясь предъ фактами. М.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

царь земли — природы — (иноск.) человек Ср. Человек венец созданья, Перл природы, царь земли . А.Л. Боровиковский. Царь природы. Ср. Человек теперь не царь земли, а раб жизни, утратил он гордость своим первородством, преклоняясь пред фактами. М. Горький. Читатель. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

царь — я/; м. см. тж. царский, царёк, царёв 1) В России (с 1547 по 1721 гг.) и в некоторых других странах: титул монарха; лицо, носящее этот титул. Царь Фёдор. Царь Николай II. По указу самого царя … Словарь многих выражений

Царь-дуб — название деревьев в ряде местностей Европы, в каждой из которых он считается старейшим деревом. Содержание 1 Пожежинский Царь дуб 2 Польский Царь дуб … Википедия

царь — я; м. 1. В России (с 1547 по 1721 гг.) и в некоторых других странах: титул монарха; лицо, носящее этот титул. Царь Фёдор. Царь Николай II. По указу самого царя. Пасть в ноги царю. Свергнуть царя. Царь отец; царь батюшка (трад. нар.) 2. чего. Тот … Энциклопедический словарь

царь — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? царя, кому? царю, (вижу) кого? царя, кем? царём, о ком? о царе; мн. кто? цари, (нет) кого? царей, кому? царям, (вижу) кого? царей, кем? царями, о ком? о царях; сущ., ж. царица 1. В России и … Толковый словарь Дмитриева

ЦАРЬ ЭДИП — «ЦАРЬ ЭДИП» (Edipo Re) Италия Марокко, 1967, 110 мин. Философская историческая драма. «Царь Эдип» занимает одну из ключевых позиций в творчестве Пьера Паоло Пазолини, знаменуя его переход к более условному, мифологическому, культурологическому… … Энциклопедия кино

АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ, царь Сирии — Царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 223 187 гг. до Р.Х. Сын Селевка II Калинника. Антиох был младшим сыном Селевка II, прозванного Калинником. После смерти отца, когда царскую власть по праву старшинства наследовал его брат Селевк III, он… … Все монархи мира

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector