Зада́ча — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать [1] . Ещё более узкое определение называет задачей ситуацию с известным начальным состоянием системы и необходимым конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен (в отличие от проблемы, в случае которой алгоритм достижения конечного состояния системы неизвестен).
Другие определения понятия «задача» согласно международным стандартам:
- деятельность, необходимая для достижения некоторой цели [2] ;
- требуемые, рекомендуемые или допустимые действия, направленные на содействие достижению одного или нескольких результатов некоторого процесса [3] ;
- наименьшая единица работы, подлежащая учёту; чётко определённое рабочее задание для одного или нескольких участников проекта[4] .
В самом широком смысле под задачей понимается то, что нужно выполнить — задание, поручение, дело, упражнение, например логическая задача, математическая задача, шахматная задача.
В отличие от функции, которая может осуществляться постоянно, задача предполагает при заданных её условиях выход на достижение конечного результата (решение задачи).
Содержание
Параметры задачи [ править | править код ]
В задаче выделяют: [5]
- Элементы начальной (исходной) ситуации
- Правила преобразования ситуации
- Требуемое решение (цель, конечная ситуация)
Требуемое решение может быть задано по-разному: как конечное состояние ситуации (например, то, как должна выглядеть собранная головоломка); как получение нового знания (например, 2 + 2 = ?); как установление неких связей (отношений) между элементами ситуации (например, когда требуется определить, какой из двух предметов тяжелее) и т. д.
Характеристики условия задачи [ править | править код ]
Выделяют следующие характеристики условия задачи: [5]
- Привычность или непривычность ситуации, новизна задачи для субъекта
- Степень выделенности (явности) существенных отношений
- Форма условий (реальная ситуация / изображение / словесное описание)
- Соотношение условия — решение: условия достаточны / недостаточны / избыточны для решения.
Для разграничения понятий требуется их чёткое понимание. Представим ситуацию, при которой купленный за 100 рублей товар продан за 150. В этом случае:
Маржа = (150-100)/150=0,33 (33,3%)
Наценка = (150-100)/100=0,5 (50%)
Таким образом, маржа – это объём доходов, полученный компанией за вычетом расходов, а наценка – всего лишь надбавка, приплюсованная к себестоимости продукта. Предельная величина наценки практически ничем не ограничена, а маржа ни при каких условиях не может быть 100% и выше. Есть отличия и по базе для подсчёта указанных величин. В основу определения маржи положен доход компании, определения выручки – наценка.
TheDifference.ru определил, что отличие маржи от наценки заключается в следующем:
Сущность. Маржа демонстрирует, какое количество доходов сохранится после вычета расходов, наценка – надбавку, присоединённую к закупочной цене продукта.
Предельный объём. Маржа не может быть равной 100%, в то время как наценка – может.
База расчёта. Маржа высчитывается на основе дохода компании, наценка – на основе себестоимости.
Соотношение. Чем выше наценка, тем выше маржа, однако второй показатель всегда ниже первого.
Чем отличается стоимость от себестоимости
Достаточно часто мы сталкиваемся с понятием стоимости товара, не предполагая, что он имеет и другую сходную характеристику – себестоимость. Являются ли эти понятия идентичными или же их ни в коем случае нельзя принимать за одну и ту же категорию? Может быть, между этими двумя понятиями нет существенных различий? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить их экономическую природу и сущность.
Что такое стоимость и себестоимость
Себестоимость включает в себя все те расходы, которые осуществляются предприятием в процессе изготовления единицы продукции. К ним относятся использованные материалы, электроэнергия, заработная плата работников и накладные расходы, которые не могут быть распределены пропорционально на каждую единицу продукции, но, тем не менее, были затрачены на ее изготовление.
Стоимость складывается из себестоимости продукции с накруткой на нее определенного процента рентабельности с целью получения прибыли. Этот процент рассчитывается исходя из того, какой объем налогов необходимо заплатить предприятию и какую сумму прибыли планирует получить изготовитель для дальнейшего развития своей деятельности.
Сравнение стоимости и себестоимости
В чем же разница между стоимостью и себестоимостью? Необходимо сразу же отметить тот факт, что одно понятие происходит от другого, то есть на основе себестоимости может быть рассчитана стоимость продукции, но никак не наоборот. Себестоимость – характеристика первого уровня, включающая в себя все те расходы, которые предприятие понесло при изготовлении единицы товара, будь то материальные, энергетические или временные затраты.
Стоимость – характеристика второго уровня, поскольку она включает в себя конечное значение себестоимости с добавлением определенного процента рентабельности, чтобы компания не только покрыла свои производственные расходы, но также получила свободные денежные средства с целью осуществления своего дальнейшего развития.
TheDifference.ru определил, что отличие стоимости от себестоимости заключается в следующем:
Себестоимость представляет собой более простое понятие, а стоимость является комплексным.
Себестоимость рассчитывается исходя из тех затрат, которые понесло предприятие в процессе производства единицы продукции, а стоимость включает не только эту сумму, но и обоснованный процент рентабельности, необходимый для достижения тактических и стратегических целей организации.
Себестоимость используется для расчета стоимости, а стоимость никак не влияет на расчет себестоимости продукции. Подробнее:http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-stoimost-ot-sebestoimosti/
Чем отличается себестоимость от затрат на производство
Понятие себестоимости относится к производимому товару, но в то же время и затраты на производство тесно связаны с продукцией. Так в чем между ними разница? А может, это совершенно одинаковые характеристики, просто наименований несколько? Попробуем разобраться в этом экономическом вопросе более детально.
Что такое себестоимость и затраты на производство
Затраты на производство связаны с теми расходами, которые предприятие производит непосредственно на выпуск продукции. К ним относятся материалы и комплектующие, заработная плата и налог на доходы физических лиц, амортизация используемого оборудования и электроэнергия. Все эти затраты прямо или косвенно относятся на производимые товары, потому их обязательно необходимо включать в затраты на производство.
Себестоимость складывается из затрат на производство с добавлением накладных расходов, которые не могут быть распределены прямо пропорционально между единицами товара, но тем не менее закладываются в их себестоимость. Например, сюда входят управленческие расходы на аренду помещений, содержание офиса и оплата труда непроизводственных сотрудников.
Чтобы бизнес работал по-настоящему хорошо, нужно грамотно выстроить цели и задачи вашей организации. Правильно выстроенные цели и задачи – это как минимум 50 % успеха.
В чем же отличие целей от задач в бизнесе? Если кратко, то цель – это то, чего мы хотим достичь, а задача – это ответ на вопрос, как именно мы будем это делать.
Какой должна быть цель в бизнесе
Цель — это представление, которое должно быть реализовано. При этом правильность формулировки цели нужно проверять по следующим критериям:
- Четкая формулировка цели. То есть мы говорим не «я хочу завоевать большую долю рынка для своего товара», а «я хочу увеличить долю рынка, занимаемого нашим товаром на 20 процентов в течение определенного времени».
- Определенность цели во времени. Определенный результат должен быть достигнут к определенной дате.
- Измеримость цели. Это должны быть конкретные цифры.
- Достижимость цели. Ее соответствие реальным возможностям бизнеса в текущий момент.
То есть цель в бизнесе – это четко сформулированное представление, измеримое и конкретное, которое должно быть осуществлено в реальности в течение определенного срока.
Что такое задача в бизнесе
Задача – это более частное и конкретное представление о том, как именно должна быть реализована цель. Это то задание, которое мы даем себе или персоналу. Цель может иметь структуру, а задача – это один из пунктов, из которых состоит реализация цели. Каждая цель, как правило, осуществляется путем решения нескольких задач.
Правильно сформулированная задача должна отвечать следующим условиям:
- Наличие критерия ее выполнения. Как именно будет понятно, что задача решена.
- Наличие конкретного исполнителя — того, кому мы поручаем выполнить задачу.
- Наличие ресурсов для выполнения.
- Наличие определенных требований к выполнению.
Таким образом, задача – это функциональная единица выполнения цели, имеющая конкретного исполнителя, критерий выполнения, а также определенные требования и ресурсы на ее решение.
Функция в бизнесе
Функция – это роль и предназначение субъекта внутри отдельной системы, в бизнесе это свойство части организации (сотрудника, отдела и так далее), характеризующее ее через все выполняемые ею задачи.
Например, отдел продаж имеет такие классические функции, как ведение базы данных клиентов, привлечение новых, работа с существующими, сохранение постоянных клиентов и установление доверительных отношений с ними.
Функция в отличие от отдельно взятой задачи имеет регулярность. То есть отдел продаж из примера выполняет все вышеперечисленные функции не разово, а относительно долгое время.
Отличие целей от задач и функций
Получается, что цель – это то, что надо достичь, задача – это один из пунктов плана по достижению цели, а функция – это характеристика субъекта компании через тип регулярно выполняемых им задач.
Например, целью может быть расширение ассортимента интернет-магазина на 20 позиций, удовлетворяющих потребности вашей целевой аудитории.
А это примерный список задач, которые надо решить для реализации цели:
- Выявить эти самые потребности клиентов различными способами.
- Выбрать товары, которые бы оптимально соответствовали потребностям клиента.
- Найти оптимальных поставщиков необходимого вам товара.
- Закупить необходимый товар (в зависимости от того, как вы работаете, эту задачу можно решать уже после запроса от клиента).
- Добавить позиции на сайт в нужные категории.
- Объяснить клиенту, как именно данный товар удовлетворит его потребность.
Данные задачи вы поручаете разным сотрудникам своего бизнеса либо сторонним специалистам в зависимости от выполняемых ими функций.
Правила постановки целей и задач в организации
Все цели в зависимости от выделенного на их реализацию срока можно разделить на долгосрочные и краткосрочные.
И если организация большая, то просто необходимо отдельно следить за тем, чтобы краткосрочные цели не противоречили долгосрочным, а также чтобы цели, поставленные разными отделами, не противоречили друг другу.
Также при постановке задач важно выделять их иерархию, выстраивать сроки их выполнения и определять важность каждой конкретной задачи для реализации цели организации.
В списке всех задач всегда можно выделить ключевую задачу. При этом отличие основной задачи от цели будет в том, что цель – это предположительный результат, а задача – это путь, который к нему приведет.
На основную задачу всегда нужно выделять больше всего ресурсов.
Если требуется исследование целевой аудитории или рынка, то стоит также учитывать соответствие цели исследования общим целям компании, а также отличие целей исследования от задач. В чем оно будет заключаться? В том, что если вы проводите исследование, то его результат должен отвечать на один конкретный вопрос, который и будет его основной целью. А способы, которыми оно проводится, будут задачами исследования.
Цели и задачи рекламной кампании на примере Nescafe
Рассмотрим примеры отличия целей от задач в достаточно интересной рекламной кампании от известного бренда растворимого кофе Nescafe.
Компания "Нескафе" работала с социальной сетью "ВКонтакте" и ее пользователями для того, чтобы:
- повысить узнаваемость бренда среди пользователей социальной сети;
- увеличить степень вовлечения целевой аудитории, упрочить коммуникацию с брендом;
- удержать интерес аудитории к бренду;
- увеличить продажи кофе "Три в одном".
Чтобы увеличить количество клиентов, была предложена кампания по популяризации бренда Nescafe в студенческой среде через социальную сеть "ВКонтакте".
Это пример, на котором можно увидеть отличия целей от задач наглядно.
Цели данной кампании:
- Получение определенного количества взаимодействий с брендом уникальных пользователей внутри социальной сети.
- Увеличения продажи кофе "3 в 1" в упаковках порционного формата.
Задачами рекламной кампании были:
- Интеграция бренда "Нескафе" в популярные в данное время дополнения к сообщениям, такие как стикеры. При этом стикеры пользователю даются бесплатно в обмен на промокод, который он находит в каждой упаковке растворимого кофе "Три в одном".
- Создание сообщества, в котором можно получать стикеры, обмениваться ими, а также смотреть интересный контент по теме студенчества, кофе и мероприятий "Нескафе".
- Проведение таргетированной рассылки целевой аудитории, оповещающей их о возможности получить стикеры бесплатно.
- Создание нового дизайна упаковки "Нескафе Три в одном", на которой также размещен призыв к получению стикеров.
Результатом кампании был рост продаж кофе "Три в одном", повысилась и вовлеченность целевой аудитории во взаимодействие с брендом.