No Image

Сходства азота и фосфора

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
11 марта 2020

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию умения учащихся давать сравнительную характеристику элементов с помощью периодической систему Д.И. Менделеева. (На примере азота и фосфора)
  2. Продолжить формирование понятия аллотропия (на примере аллотропных модификаций фосфора)
  3. Продолжить формирование умения учащихся давать характеристику окислительно-восстановительных свойств элементов на основании строения атомов этих элементов. (На примере фосфора)
  4. Познакомить учащихся с биологическим значением фосфора в жизни растений, животных и человека.
  1. Способствовать формированию учебно-познавательных компетенций, (способность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, приобретать знания из различных источников;
  1. умение структурировать информацию), навыков логического мышления (умения сравнивать, обобщать, делать выводы)
  2. Способствовать формированию информационных компетенций (самостоятельно искать, извлекать , анализировать и отбирать информацию ).
  3. Способствовать формированию критичности мышления.
  1. Формирование устойчивой положительной мотивации к изучению химии
  2. Формирование здоровьесберегающей компетенции: позитивно относиться к своему здоровью;

Оборудование: Видеофильм «Фосфор», презентация к уроку, образец красного фосфора.

Ход урока

I. Мотивационный этап.

(Просмотр видеофрагмента из видеофильма «Фосфор» о собаке Баскервилей )

II. Актуализация знаний учащихся

(Заполнение таблицы по сравнительной характеристике азота и фосфора на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева)

1. Сравнительная характеристика элементов азота и фосфора

Признаки сравнения Азот Фосфор
Сходство
Положение в П.С. V группа, главная подгруппа
Строение атома 5 ē на внешнем уровне
Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) +5 -3
Различия
Положение в П.С. II период III период
Строение атома 2 энергетических уровня 3 энергетических уровня
Степени окисления: (Промежуточные степени окисления) +1, +2, +3, +4 +3
Читайте также:  Можно ли найти айфон по номеру телефона

III. Изучение нового материала

2. Аллотропия фосфора

(Заполнение таблицы по сравнительной характеристике аллотропных модификаций фосфора на основании просмотра видеофрагмента, изучении отрывка из учебника и просмотра слайдов)

Признаки сравнения Белый фосфор Красный фосфор
Тип кристаллической решетки Молекулярная Атомная
Физические свойства:
а) цвет
б) растворимость в воде
в) влияние на организм
г) светится ли в темноте
Желтоватое воскообразное вещество, не растворимое в воде, хорошо растворяется в сероуглероде, ядовито, светится в темноте, имеет запах чеснока Темно-малиновый порошок, не растворяется в воде и сероуглероде, неядовит, не светится в темноте.
Химическая активность Более химически активен, самовоспламеняется на воздухе Менее химически активен, горит при поджигании

3. Химические свойства фосфора

(составление уравнений реакций, характеризующих окислительные и восстановительные свойства фосфора, демонстрация эксперимента «горение красного фосфора, растворение оксида фосфора (V) в воде и доказательство образования фосфорной кислоты в растворе»)

как восстановитель как окислитель
Взаимодействует с неметаллами
Р + О2
P + S →
P + Cl2
Взаимодействует с металлами, образуя фосфиды
Na + P →
Ca + P →
Взаимодействует со сложными веществами – окислителями
P + KClO3 → P2O5 + KCl

4. Нахождение в природе, биологическое значение в организме человека

Организм человека содержит около 1,5 кг фосфора: 1,4 кг – в костях, 130 г – в мышцах и 13 г в нервной ткани.

Содержание фосфора в организме человека составляет приблизительно 1% от массы тела.

Суточное потребление фосфора человеком – около 2 г.

Продукты, содержащие фосфор:

  • СЫР ЧЕДДЕР 100 г — 40% рекомендуемой суточной нормы
  • СЕМЕНА ПОДСОЛНУХА 30 г — 21%
  • ЦЫПЛЯТА 100 г — 20%
  • ЯЙЦА 2 штуки (100 г) — 17%
  • ГОВЯЖЬЯ ПЕЧЕНЬ 100 г — 29%

IV. Первичное закрепление и проверка усвоения знаний (выполнение и самопроверка теста о свойствах фосфора)

Тест «Фосфор»

Читайте также:  Bluestacks не видит камеру

Атом фосфора по сравнению с атомом азота имеет:
а) большее число электронов на внешнем уровне
б) больший радиус атома
в) меньшее число энергетических уровней
г) меньшее число электронов

Для фосфора характерны степени окисления:
а) -3, +2,+5
б) -3, +3,+5
в) +1, +3, +5
г) -2, +3, +5

Белый фосфор в отличие от азота …
а) обладает заметной электрической проводимостью
б) химически высоко реакционноспособен
в) не встречается в природе в свободном состоянии
г) хорошо растворим в воде

Фосфор, как и азот, входит …
а) в состав всех минеральных солей
б) в состав всех живых организмов
в) в состав воздуха
г) царской водки

Какая из аллотропных модификаций фосфора наименее реакционноспособна?
а) белый фосфор
б) черный фосфор
в) красный фосфор
г) фосфор так же, как и азот, не имеет аллотропных модификаций

Укажите верное утверждение:
а) белый и красный фосфор ядовиты
б) белый фосфор неядовит, красный ядовит
в) белый фосфор ядовит, красный неядовит
г) ни белый, ни красный фосфор не ядовиты

При горении фосфора образуется:
а) фосфин
б) оксид фосфора (V)
в) фосфорная кислота
г) фосфид металла

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

Почему академик Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли?

VI. Домашнее задание

параграф 27 + конспект урока, задание 2, 3(письменно), повторить 24-26

Вопросы для творческих работ:

  • Зачем человеку фосфор?
  • Появление благодатного огня: чудо или мистификация?

  • 5 – 9 классы
  • Химия
  • 5 баллов

Сравните строение атома азота фосфора. В чем их сходство и различие?

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

DariyaSolovyeva 22.11.2011

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Проверено экспертом

они р-элементы, неметаллы,одинаковое число неспаренных электронов на внешнем слое. у фосфора больше радиус атома, больше электронных слоев, меньше электроотрицательность, меньше окислительных свойств, больше восстановительных

Читайте также:  Как взломать роутер asus

Сравните строение атомов азота и фосфора: в чем сходство, а в чем различие этих химических элементов. Расскажите о том, какие соединения фосфор образует с металлами. Отличаются они по своей структуре и свойствами от аналогичных соединений азота?

Химические элементы азот и фосфор оба находятся в VA группе Периодической таблицы. Этот факт свидетельствует о том, что на внешнем энергетическом уровне как фосфора, так и азота находится по пять электронов. Именно они отвечают за образование химических связей с другими элементами, из-за чего получили название валентных. Высшая валентность и фосфора, и азота равна V, а низшая – III. Однако, в атомах элементов есть различие — число оболочек, поскольку фосфор расположен в 3-м периоде у него их 3, а азот во втором – 2 (сравните строение атомов азота и фосфора).
С активными металлами фосфор, аналогично азоту, образует солеобразные фосфиды, подчиняющиеся правилам классической валентности. р-Металлы, а также металлы подгруппы цинка дают нормальные, и анионоизбыточные фосфиды. Большинство из этих соединений проявляют полупроводниковые свойства, т.е. доминирующая связь в них – ковалентная.
Отличие азота от фосфора, обусловленное размерным и энергетическим факторами, наиболее характерно проявляется при взаимодействии этих элементов с переходными металлами. Для азота при взаимодействии с последними главным является образование металлоподобных нитридов. Фосфор также образует металлоподобные фосфиды, но в системах переходный металл – фосфор другие фосфиды получают большую физико-химическую индивидуальность.

“>

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector