No Image

Составление семейного древа 2 класс

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
11 марта 2020

МБОУ «Белоярская СШ»

Исследовательская работа

«Моя родословная»

Автор: Журавин Никита, ученик 2 класса Б

Руководитель: Мухина Карина Константиновна

учитель начальный классов

1. Введение _____________________________________ 1-3

2. Основная часть доклада

2.1 Исследовательская работа ____________________________________3-4

2.2 Глава 1. Моя семья.

1.1. Немного о себе ____________________________________4-5

1.2. Моя семья ____________________________________ 5-6

2.3 Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?

2.1. Моя бабушка и дедушка ____________________________7-8

2.2. Моя прабабушка и прадедушка_______________________ 8-9

2.3. Далёкие предки ___________________________________ 9

3. Заключение ____________________________________________ 9-10

4. Список использованной литературы ________________________ 11

1. Введение

В старину родственные связи берегли,

ценили, гордились ими и говорили:

«Кто своего родства не знает, тот сам

себя не уважает, а кто родни своей

стыдится, тот через это сам срамиться».

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол – это семья. Земля – это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Передо мной стояли следующие задачи:

1) составить генеалогическое древо моей семьи.

2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.

Объектом моей работы является родословная.

Предметом – моя родословная.

База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.

Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу – составление родословной моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».

При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии.

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня мои дедушка и бабушка, мой папа и моя мама, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Исследования.

Чтобы выяснить, историю своего рода провел поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных.

2. Основная часть

2.1. Исследовательская работа

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:

Первый этап – теоретический – заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.

Второй этап– практический – заключался в составлении картотеки своих родственников – я составлял отдельную карточку, где записывал основные сведения о его жизни. Совместно с родителями собирал материал о своих предках. Материал получали из разных источников: из беседы с родственниками, из оставшихся старых документов. После того как материал был собран, далее с помощью родителей оформил генеалогическое дерево своей семьи.

Третий этап. Проведение праздника на тему «Моя родословная». Подготовка к конкурсу «Катановские чтения» по теме «Моя родословная».

Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Моя родословная большая, в родословном альбоме я расположил родственников, о которых собрал сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.

Я планирую собрать больше сведений о дальних родственниках, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.

2.2 Глава 1. Моя семья.

1.1. Немного о себе.

Слайд

Меня зовут Журавин Никита Алексеевич. Я родился 11 января 2008 года в городе Красноярске. Мне 8 лет. Я учусь в 2-ом классе МБОУ «Белоярская СШ».

Имя Никита дали мне мои родители. Оно в переводе с греческого означает «Победитель».

По гороскопу я спокойный, добрый, сообразительный, жизнелюбивый мальчик. В компании веду себя раскрепощенно и быстро схожусь с незнакомыми людьми.

Учусь я охотно, люблю математику, рисование и физкультуру. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.

Любимое время года – зима. Потому что зима – это сказочно красивая природа, это встреча Нового года с нарядной ёлкой, добрым таинственным Дедом Морозом и самыми вкусными подарками.

А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожим на них.

Моя главная мечта – успешно закончить школу,

1.2. Моя семья.

Семья – это, что с тобой всегда.

Самый младший в нашей семье – это моя сестра Алина. Е еще нет и 2 лет. Она родилась в 2016 году. Так ее назвала мама. Имя Алина с латинского языка переводится означает «другая». Я ее очень люблю.

Мой папа, Журавин Алексей Алексеевич, родился года в . Имя Алексей означает «защитник». Я узнал историю происхождения нашей фамилии. Основой фамилии Журавин послужило мирское имя Журавка. Фамилия Журавин образована от мирского имени Журава. До введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного, птицы или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя частью природы. Издревле журавль, как и аист, у славян считался покровителем детей и молодых мам. Кроме того, эта птица, по народным поверьям, олицетворяла таланты и научные способности. Поэтому, давая младенцу такое имя, как Журава, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён избранный представитель животного или растительного мира. Согласно другой версии, эта фамилия восходит к прозвищу Журава, которое давалось человеку за внешнее сходство с журавлем (например, за высокий рост, худобу). Журава, со временем получил фамилию Журавин.

В 200 году женился на моей маме. Мой папа трудолюбивый. У него золотые руки в том плане, что все он делает аккуратно, надежно.

Моя мама, Марина Валерьевна, родилась 15 сентября 1986 года в Белом Яре?. Девичья фамилия – Цыс. История у фамилии очень интересная. Фамилия Цыс ведет свое начало от прозвища Цыс. Вероятно, прозвище Цыс восходит к древнерусскому слову «цесарь» (в украинском языке – «цiсар»), этимологически связанному с латинским «кесарь» – «государь, император». В Московской Руси цесарями называли правителей Священной Римской империи, возникшей при германцах. Училась в Белоярской школе. Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового.

Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.

Я горжусь своими родителями.

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

2.3 Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?

2.1. Моя бабушка и дедушка

А сейчас я хочу рассказать о своих любимой бабушке и дедушке.

Лучше друга не найти – обойди весь свет.

Лучше бабушки моей в целом мире нет.

Ярче солнышка она улыбается

И печали все мои забываются.

Моя бабушка – мамина мама,

Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. Своим внукам ( их четверо) всегда найдет время и доброе слово.

Мой дедушка, Валерий

Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих детей: Дмитрия (моего дядю), женат, с супругой Юлией воспитывают сыновей – двойняшек Егора и Для меня они очень дорогие люди.

Мои дедушка и бабушка всю жизнь прожили в родной деревне. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду.

Читайте также:  Как можно залезть в чужой телефон

Бабушка – папина мама

2.2. Мои прабабушка и прадедушка.

Мои прабабушка и прадедушка:

Пятое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого человека у меня было две прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но никого из них я не застал в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.

Прабабушку (по отцу я знаю по рассказам моего дедушки. Родилась в деревне. Дедушка с большой теплотой вспоминает о ней. Моя прабабушка была такой, про которую говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт. Она была добродушной, весёлой, никогда не унывающей женщиной, любила шутить. Прабабушка была очень работящая. Ей было всё под силу. А ещё она была очень красивой.

Прабабушка и прадедушка воспитали детей, из них Валерий – мой дедушка. Заслужили любовь и уважение односельчан за трудолюбие и доброжелательный характер.

2.3. Далёкие предки

Как мы увидели первые три поколения в основном крестьяне, простые рабочие. Они жили недалеко друг от друга, занимались земледелием. Имели добротные избы и постройки, в подворье держали лошадей, коров и домашних птиц.

3. Заключение.

Итак, с помощью родителей, бабушки и дедушки, родных мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Из четверых прадедушек трое воевали: один вернулся героем.

Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.

Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Пролистав все семейные альбомы я составил презентацию «Моя родословная». (Приложение)

Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого вырос я.

Я узнал много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение. Свою родословную я постараюсь сохранить и передать своим детям.
Мне было интересно работать по проекту.

4. Список использованной литературы

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005

5. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

6. Король М.В. Витражи мудрости. – Минск: Полымя,1991г. – 414с.

7. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. – №3 – 28-30.

8. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

9. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

10. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

11. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

12. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

13. Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина

14. Детская энциклопедия: Папа, мама, ты и я.

Цель: исследовать родословную своей семьи.

· Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;

· Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;

· Развитие навыков оценочной деятельности.

· Развитие коммуникативных навыков и двигательной активности.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya.docx 113.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Моя родословная».

Цель: исследовать родословную своей семьи.

  • Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
  • Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
  • Развитие навыков оценочной деятельности.
  • Развитие коммуникативных навыков и двигательной активности.

" Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."

Учитель: разгадайте ребус и вы узнаете чему посвящено наше занятие.

Учитель: У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка.

Учитель: Добрый день!

Сегодня мы поговорим о семье. Этому занятию посвящена наша большая исследовательская работа по теме: «Моя родословная». Думаю, вам есть чем поделиться друг с другом и рассказать нашим гостям.

Что такое семья?

а) Семья – что это такое?

Дети читают стихотворение.

А семья – это дом,

Это двое и третий,

И, быть может, четвёртый,

Это тёплые строки

В желанном конверте,

Если машет разлука

А семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе –

А семья – это всё.

Без неё холодеет

Ничего не бывает

На свете роднее,

Ничего, как ни думай

И как ни храбрись.

Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!

Какой должна быть семья, чтобы в ней было комфортно всем ее членам.

Дети совместно с учителем составляют солнышко.

В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.

Учитель: Если есть необходимость, один приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в семье тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Ребята а какие обязанности по дому есть у вас? Слушаю ответы детей.

Учитель: Ребята, человек рождается на свет, растет. А задумываетесь ли вы: кто я? Откуда мои корни? Слушаю ответы детей.

б) Что такое родословная?

Учитель: Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

– Вспомните что такое родословная? (Перечень поколений одного рода)

– А что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).

-А кто такой предок? (Древний родственник по роду).

– У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу.

Это всё можно узнать из истории вашей семьи.

В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.

Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

А теперь пришло время немножко отдохнуть.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре ( хлопаем в ладоши )

Кто живёт у нас в квартире? ( шагаем на месте )

Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте )

Всех могу пересчитать ( шагаем на месте )

Папа, мама, брат, сестра ( хлопаем в ладоши )

Кошка Мурка, два котёнка ( наклоны туловища вправо, влево )

Мой сверчок, щегол и я – ( повороты туловища вправо, влево )

Вот и вся моя семья. ( хлопаем в ладоши )

Хорошо отдохнули. Сели все на место.

5. Составление дерева

Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются в виде яблочек на дереве.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Это наша. (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

Читайте также:  Iptv dvb t2 приставка

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне. (дядя)

6. Анализ работы над проектом .

Ребята, готовя такие замечательные проекты

  1. Составляя проекты чему вы научились?( научились составлять родословную семьи)
  2. Что нового узнали о семье? ( что у нас есть прабабушка, кем она была)
  3. Кто вам помогал составлять родословную семьи?
  4. Что вам было трудно? ( придумать форму работы)

Учитель: Давайте прочитаем и объясним смысл записанных на доске пословиц.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семейное согласие всего дороже.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дети поют песню "Вся моя семья".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии доступны всем, в том числе и учащимся 2 класса. Поэтому и была .

Цель проекта «Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развива.

Цель проекта «Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развива.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориенти.

Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как пр.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Урок Окружающего мира во 2а классе Учитель Подважук Антонина Станиславовна

Дата проведения 24.10.2013г.

Система учебников (УМК): Начальная школа XXI века, автор учебника Н.Ф. Виноградова

Тема урока. Что такое семья. Семья – коллектив близких людей. Практическая работа: составление семейного древа. Цель урока : создать условия для обобщения представления детей о членах своей семьи, о жизни своих предков ; способствовать развитию умения осуществлять поиск необходимой информации, составлять рассказ-описание о членах своей семьи . Задачи урока: – Донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем.

– Узнать о своих родных, свою родословную и изобразить её в виде семейного древа.

– Осознавать свою роль в семье, степени родства, гордиться своим родом.

– Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка через внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий академика В.Ф.Базарного (сенсорные кресты, гимнастика для глаз – офтальмотренажер, зрительные точки; использование мешочков с солью для развития красивой осанки).

Оборудование : выставка фотографий «Моя семья», рисунки генеалогического древа, толковые словари русского языка – 4шт., сенсорные кресты с рисунками детей – 2шт., офтальмотренажер – 2шт., мешочки с солью -25шт., карточки со словами: « семья», «семейный коллектив», «поколение», «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение»; набор слов для составления пословиц и поговорок о маме, семье; доска, компьютер, проектор, видеофильм «Моя мама», план-конспект урока -1шт.,

Тип урок: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Форма проведения : урок – практикум

Педагогические технологии – системно – деятельностный подход в обучении;

– педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

1. Системно-деятельностный подход в обучении при реализации ФГОС НОО.

1ряд – работа в парах, чтение пословиц и поговорок о матери, о семье. При солнышке светло – при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца.

Семья — опора счастья. Семья крепка ладом. 2ряд – работа в группе. Составление и чтение Сенквейна со словами СЕМЬЯ, МАМА.

Например. 1. Мама

2. Любимая, красивая.

3. Работает, готовит, читает.

4. Нет роднее дружка, чем родная матушка.

2. Дружная, любящая.

3. Заботятся, ценят, поддерживают.

4. Семья – опора счастья.

2. Использование здоровьесберегающих технологий академика В.Ф.Базарного

3 ряд – работа с сенсорным крестом, где размещены слова « семья», «поколение». Уточняют (зачитывают ) значение слов по словарю. Семья – группа живущих вместе близких родственников. – 1ученик;

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста. – 2-ой ученик
(Объясняется значение слов «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение»)

Физкульминутка. Работа со зрительными метками, упражнения с мешочками с солью, для формирования правильной осанки.

3. Оформление кабинета:

– доска – газета «Генеалогическое древо моей семьи», рисунки учащихся на тему «Моя семья», – стол – выставка фотографий «Наша семья»,

– сенсорные кресты – слова по теме «Семья»,

– зрительные метки – 1, 2, 3, 4 – рисунки учащихся.

4. Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант. Планируемые результаты:

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Знание: членов своей семьи; значений понятий: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

Умение: составлять рассказ-описание о членах своей семьи; изображать семейное древо.

Общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение заданий и текстов; использовать общие приёмы решения задач.

Предметные – объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье, степени родства.

Планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Контроль и оценка своих действий при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, Оформлять устный рассказ-описание , используя выразительные средства языка.

Планировать сотрудничество – принимать участие в учебном диалоге, работе в парах; взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению

(деятельность учителя и учащихся)

Ι. Актуализация знаний

Введение в тему. – Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом учебника, который называется «Общение». Как вы понимаете смысл этого слова? (Мнение детей) Игра «ДОМИК МОЕЙ СЕМЬИ»

3. МЫ друг друга

Какие слова подходят для характеристики вашей семьи, отношения между ее членами. Смотрите список под номером 1. 1. Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая – Какие слова вы не выбрали?

– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите ваши домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие.

– Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошки с цифрой 2. (У нас есть: понимание, недоверие, любовь). – В окошко с цифрой 3 запишите слова – действия. ( Мы друг друга: жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим…..)Под номером 4 и запишите их в окошечки с цифрой 4. ( поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба , недоверие ) – Какие же слова для своей семьи вы выбрали? (2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи) – Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание. 3. Работа в парах «Синквейн о семье». Давайте вспомним, что такое синквейн? Вам поможет шаблон. Составьте синквейн о своей семье. Прочтите, что у вас получилось?

* формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

* формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

* формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД: * формируем умение слушать и понимать других;

* формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

* формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

* формируем умение работать в паре.

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Тема урока.(Формулируют учащиеся)

Задачи урока. Физминутка. Работа со зрительными метками, упражнения с мешочками с солью, для формирования правильной осанки.

1ряд (работа в группах) работа в парах, чтение пословиц и поговорок о матери, о семье

При солнышке светло – при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца.

Семья — опора счастья. Семья крепка ладом.

3 ряд – работа с сенсорным крестом, где размещены слова « семья», «поколение». Уточняют (зачитывают ) значение слов по словарю. Семья – группа живущих вместе близких родственников – 1ученик;

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста. – 2-ой ученик
(Объясняется значение слов «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение») 2ряд – работа в группе. Составление и чтение Синквейна со словами СЕМЬЯ, МАМА

* формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

* формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

ΙΙΙ. Применение нового знания

Ответы на вопросы учителя – Кто есть в Вашей семье? – Сколько в ней членов? – Есть ли у тебя братья и сёстры? Сколько поколений в твоей семье? 2. Дать небольшую характеристику семьи.

3. Работа с учебником с. 74. Расскажите по рисункам о семье Соловьёвых.

План Сколько членов в семье и сколько поколений? Кто чем занимается? Кого как зовут?

Физминутка. 4. ( с. 75, 76, 77). Решение логических задач 5. А. Л. Барто «Разговор с дочкой» и С. Погореловского «Перестарался». Чтение и обсуждение стихотворений.

* формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

* формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

* формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

* формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Устное сочинение на тему «Мои обязанности в семье» или «Моя семья»

* формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Читайте также:  Асус драйвера на звук

Назовите тему урока.

Какие задачи мы ставили и их реализовали?

Что вам показалось наиболее важным?

Какие выводы вы сделали?

Где пригодятся полученные знания?

Тема нашего урока «Моя дружная семья» Что же такое семья? Как вы ответите на этот вопрос? Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим какое определение этого слова дано в словарной статье.

СЕМЬЯ – группа живущих вместе близких родственников.

Семья колыбель духовного рождения человека. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Ребята, вы уже заметили на своих рабочих местах ромашки. Сегодня они не только гости нашего урока, но и его участники. Как вы думаете, какое отношение имеют эти цветы к нашему уроку?

С 2008 года 8 июля в нашей стране начал отмечаться праздник, День Семьи, Любви и Верности . У праздника есть и свой официальный символ, предложенный супругой президента РФ Дмитрия Медведева, — ромашка. Ромашка – это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка – это символ любви.

Семья – это слово родное!

Сколько там света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают,

Как солнца сиянье, они горячи.

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных – как солнца лучи!

– Мы долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные, искали значение своих имён и фамилий – выступали в роли историков, были журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье, художниками, когда рисовали маму и папу, всю семью

Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.

Каждый человек с рождения имеет семью, но кроме этого, он имеет право ее иметь, и это право каждому ребенку гарантировано Конвенцией ООН и в нашей стране Законом «О правах ребенка».

– Зачем человеку семья? (для воспитания детей, поддержки, дает уверенность в том что тебя понимают и любят, проявляют заботу друг о друге)

Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечал мне папа: «Не было тебя!»

Как же может быть такое, чтобы без меня,

Родилась такая дружная счастливая семья?

– А когда ваша семья родилась?

– Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 22 семьи, в которых воспитываются 42 ребёнка, у нас 20 мам и 20 пап. О каждой семье можно написать интересную книгу, а мы эту работу представим в виде проекта «Моя дружная семья» в ходе, которого и получится книга о вашей семье.

3.Работа по теме урока.

1 СТРАНИЦА «КТО Я?» – Человек рождается на свет, растет, задумывается кто я? откуда я? Откуда мои корни? Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, рисунок рта и носа, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений-

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составление своей родословной, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

В дальнейшем, вы можете продолжать изучать свою родословную, узнавая кем, были и чем занимались ваши родные.

2 СТРАНИЦА. «ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.

Что имя: звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами силами своими,

Осознаем в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

– Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

(Учащиеся рассказывают о своих именах).

3 СТРАНИЦА – «Фамильные истории».

Фамилий, каких только нет:

Смешных, горделивых, серьезных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьез

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев…

Фамилий, каких только нет:

И добрых и злых и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слов

Оно дорогое мне, мило

Его повторяю я снова.

Ведь это – моя фамилия,

Ведь это – моя реликвия,

Ведь это – моя семья,

Ведь это – истинный я!

Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей.

(Учащиеся рассказывают о своих фамилиях) ФИЗМИНУТКА

– Игра «Пирамида любви». (Участники игры стоят в кругу).

– Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по-разному это выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Выстраиваем пирамиду).

– Вы чувствуете тепло рук?

– Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

4 СТРАНИЦА «МАМОЧКА МОЯ»

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

Мама – самое прекрасное слово на Земле. Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чувственном сердце мамы никогда не гаснет огонь любви к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

У мамы самое красивое имя. Оно как песня, как сама душа. Мы решили ознакомиться с именами наших мам. Оказалось, что большинство наших мам являются обладательницами имени Елена (4 чел. – 18%), на втором месте по распространенности имя Наталья(3 чел. 14%) и Марина (3 чел. 14%). В классе есть 2 Ирины, 2 Галины (по 9 %). Остальные мамы носят имена Оксана, Евгения, Екатерина, Полина, Надежда и даже Захарат. И сколько бы ни было нам лет: 5 или 50 – нам всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоей любви к матери, тем радостнее и светлее ее жизнь.

Расскажите теперь вы о своих мамах.

5 СТРАНИЦА «МОЙ ПАПА!»

Папа мой – не просто папа, –

Он мне самый лучший друг!

Мы с ним маме помогаем,

Пол паркетный натираем!

Свет погас – все сразу тут

Папу нашего зовут.

Он приёмник тёте Клаше,

Старенькой соседке нашей,

Починил, потом помог

На двери сменить замок!

Во дворе качели – мостик

Сделал папа для ребят.

«Золотые руки просто!»–

Все соседи говорят.

-Какие ласковые, добрые слова вы могли бы сказать про своих пап?

(дети рассказывают о своих папах)

6 СТРАНИЦА – ИГРА «

Вот и закончена последняя страница нашей книги. У каждого из вас получилась книжечка о вашей семье – итог вашей длительной работы по этой теме.

Сколько страниц получилось? Почему?

-Скажите, а классный коллектив можно назвать семьёй?

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. На ромашках напишите свои фамилию и имя и прикрепите на дерево на доске. А об отношениях в школьной семье поговорим на следующем уроке.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector