No Image

Старт ракеты союз мс 10

СОДЕРЖАНИЕ
2 просмотров
11 марта 2020
  • Подготовка ракеты-носителя, посадка космонавтов в ТПК «Союз МС-10» (пуск в 11:40:15 мск);
  • Стыковка ТПК «Союз МС-10» с МКС;
  • Открытие переходных люков, первая видеоконференция экипажа МКС-57.

ОСНОВНОЙ ЭКИПАЖ

ТПК «СОЮЗ МС-10»

Алексей Овчинин
(Роскосмос, Россия)

Ник Хейг
(NASA, США)

Олег Кононенко
(Роскосмос, Россия)

Давид Сен-Жак
(CSA, Канада)

ДУБЛИРУЮЩИЙ ЭКИПАЖ

ТПК «СОЮЗ МС-10»

В соответствии с программой полета Международной космической станции 11 октября 2018 года с космодрома Байконур запланирован старт транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-10». Номер экспедиции с МКС-57 на МКС-58 поменяется после отстыковки от МКС ТПК «Союз МС-09» с экипажем МКС-56/57.

Очередность смены командиров Международной космической станции:

  • Командир экспедиции МКС-56 Эндрю Фойстел
  • Командир экспедиции МКС-57 Александр Герст
  • Командир экспедиции МКС-58 Алексей Овчинин

Основные задачи экспедиции на этапе МКС-57

  • выведение на корабле «Союз МС-10» одного российского члена экипажа и одного члена экипажа NASA экспедиции МКС-57/58;
  • стыковка корабля «Союз МС-10» к МИМ2 «Поиск»;
  • загрузка и расстыковка корабля «HTV-7» от Node2-Nadir;
  • частичная разгрузка корабля «Прогресс МС-10»;
  • стыковка корабля Cygnus ОА-10 к Node1-Nadir и разгрузка (ПО);
  • стыковка и разгрузка корабля Boe-OFT к Node2-Frd (ПО). Первый полет коммерческого пилотируемого корабля (фирма Боинг) в грузовом варианте с автоматической стыковкой к МКС;
  • стыковка корабля Dragon SpX-16 к Node2-Nadir и разгрузка (ПО);
  • обслуживание операций по загрузке и расстыковке корабля «Союз МС-09» от малого исследовательского модуля «Рассвет» (МИМ1) (возвращение трех членов экипажа экспедиции МКС-56/57);
  • поддержание работоспособности станции;
  • выполнение программы научно-прикладных исследований и экспериментов;
  • проведение бортовых фото-, видеосъёмок хроники полёта РС МКС и работ по программе символической деятельности.

Ракета-носитель (РН) «Союз-ФГ» среднего класса, разработана и производится в АО «РКЦ Прогресс» (г.Самара). Предназначена для выведения на околоземную орбиту пилотируемых кораблей типа «Союз», грузовых космических кораблей типа «Прогресс» по программе Международной космической станции.

  • в настоящее время единственная в мире ракета-носитель, используемая для запуска пилотируемых кораблей с экипажами к МКС;
  • экологически безопасные компоненты топлива — керосин и жидкий кислород;
  • одна из самых надежных ракет-носителей в мире.

107996, ГСП-6, г. Москва,

Телефон доверия:
для сообщений о нарушениях технологий изготовления продукции в организациях Госкорпорации «Роскосмос»

Союз МС-10
Полётные данные корабля
Название корабля Союз МС-10
Ракета-носитель Союз-ФГ
Полёт Союза № 137
Стартовая площадка Байконур СП-1
Запуск 11 октября 2018 года, 08:40 UTC [1]
Посадка корабля 11 октября 2018 года, 08:59 UTC
Полётные данные экипажа
Позывной Бурлак
Фотография экипажа
Тайлер Хейг и Алексей Овчинин
Внешние видеофайлы
Старт РН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-10».
Старт РН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-10». Трансляция НАСА
Пуск РН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-10»: видео с бортовых камер

«Союз МС-10» — российский транспортный пилотируемый космический корабль, стартовавший 11 октября 2018 года с космодрома Байконур. Пуск завершился аварией ракеты-носителя «Союз-ФГ» из-за нештатного отделения блока «Д», ударившего носовой частью центральный блок «А» в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты. Система аварийного спасения отстыковала корабль от ракеты, и он совершил баллистический спуск с последующим приземлением в 25 км восточнее города Жезказган. Космонавты не пострадали [2] (при этом последний раз авария ракеты-носителя «Союз» при запуске пилотируемого корабля произошла 35 лет назад, 26 сентября 1983 года при старте пилотируемого корабля «Союз Т-10-1» [3] ).

Во время полёта планировалось доставить участников экспедиции МКС-57/ 58 к международной космической станции. Это 137-й пилотируемый полёт корабля «Союз» с 1967 года.

Содержание

Экипаж [ править | править код ]

Космонавт Должность # полёта Корпорация
Экипаж старта [1]
Алексей Овчинин Командир ТПК «Союз МС» 2 Роскосмос
Тайлер Хейг Бортинженер-1 ТПК «Союз МС» 1 НАСА
Дублёры
Олег Кононенко Командир экипажа 4 Роскосмос
Давид Сен-Жак Бортинженер-1 1 ККА

30 ноября 2017 года решением Межведомственной комиссии (МВК) утверждены составы экипажей МКС на 2018 год [4] . В связи с переносом запуска модуля «Наука» на 2019 год из основного экипажа корабля «Союз МС-10» выведен космонавт Н. В. Тихонов, а из состава дублирующего экипажа — А. Н. Бабкин. Экипаж сократился до двух человек [5] .

На борту корабля находились члены миссии МКС-57/58 российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт НАСА Талер Хейг. Третье место на корабле занял контейнер с продуктами. Овчинин и Хейг должны были провести в космосе 187 суток, в российской программе было запланировано 56 экспериментов. Запуск был посвящен столетию Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) ракетно-космической корпорации «Энергия», на котором изготавливают «Союзы» [6] .

На «Союз МС-10» было запланировано возвращение Хаззаа Аль-Мансури — представителя ОАЭ, который должен был отправиться в 10-дневный полёт на МКС в апреле 2019 года [7] и выполнил полёт 25.09.2019-03.10.2019 [8] на ТПК «Союз МС-15» (взлет) и «Союз МС-12» (посадка).

Следующий космический полёт А. Овчинина и Н. Хейга прошёл 14 марта-3 октября 2019 года на корабле «Союз МС-12».

Пуск и аварийная посадка [ править | править код ]

11 октября 2018 года в 11:40:15 (мск) ракета-носитель «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-10» стартовала с космодрома Байконур на МКС [9] .

При отделении боковых ускорителей второй ступени на второй минуте полёта на высоте порядка 50 км возникла авария ракеты-носителя [10] , после чего в автоматическом режиме сработала система аварийного спасения (САС). Поскольку авария произошла после выполненного на 114-й секунде полёта сброса двигательной установки САС, задачу увода корабля от аварийного носителя выполнила двигательная группа головного обтекателя (ГО), которая при штатном полёте используется для увода сброшенного ГО (сброс ГО выполняется на 157-й секунде полёта) [11] [12] .

Верхняя часть головного обтекателя с бытовым отсеком и спускаемым аппаратом некоторое время находилась в свободном суборбитальном полёте. Командир корабля Алексей Овчинин сообщил по радиосвязи, что они ощущают невесомость. Космический аппарат достиг максимальной высоты 93 км [13] [14] . В дальнейшем корабль разделился на отсеки, и cпускаемый аппарат с экипажем приземлился на парашюте в 25 км от города Жезказган (Казахстан) примерно в 400 км от места старта [15] .

Читайте также:  Err cache miss как исправить
Авария носителя. Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели

Алексей Овчинин, из записи переговоров с ЦУП [16]

Приземлившись, космонавты вышли на связь [6] [17] [18] [19] . Во время работы САС космонавты испытали перегрузку в 6 g [3] . С места аварийной посадки они были перевезены в Жезказган, и после прохождения медицинского обследования транспортированы на Байконур. В поисково-спасательной операции принимала участие группа Центрального военного округа, состоящая из 100 военнослужащих, четырёх вертолётов Ми-8, двух самолётов Ан-26 и Ан-12, а также 10 единиц наземной техники [20] . 12 октября 2018 года члены экипажа «Союз МС-10» прибыли в Звёздный городок.

Специалисты НАСА признали полёт космическим, так как была пересечена условная «Линия Кармана» [21] .

Полёты российских ракет-носителей «Союз» были приостановлены до 3 декабря 2018 года (Союз МС-11). Авария не повлияла на функционирование МКС, запасов продовольствия и предметов первой необходимости было достаточно на ближайшие полгода. Были перенесены даты выходов в открытый космос, в которых должны были принять участие Овчинин и Хейг [22] [23] .

Расследование [ править | править код ]

Для выяснения причины аварии образована государственная комиссия [24] .

14 октября 2018 на РКЦ «Прогресс» были доставлены части всех ступеней ракеты-носителя «Союз-ФГ». Госкомиссия по расследованию нештатной ситуации, возникшей при запуске корабля «Союз МС-10», приступила к работе по определению причин аварии и формированию заключения о дальнейшем использовании ракет-носителей «Союз-ФГ» [25] . 20 октября на заседании комиссии был одобрен предварительный отчёт [26] .

1 ноября 2018 года на пресс-конференции в Центре управления полетами ЦНИИмаш руководитель аварийной комиссии сообщил, что авария произошла в результате отказа датчика выхода бокового блока Д из шарнирного упора на корпусе центрального блока. По результатам расследования комиссии было установлено, что в процессе сборки ракеты-носителя на космодроме Байконур была допущена ошибка, которая привела к изгибу на 6°45’ штока концевого выключателя одного из блоков. Из-за этого изгиба в ходе штатного процесса отделения блока Д, после отключения двигателей боковых блоков, разъединения нижнего пояса связей и выхода шаровой опоры из гнезда (после выключения двигателя боковой блок отстает от остальной части ракеты, которая продолжает двигаться вперед с ускорением), шток концевого выключателя не сдвинулся, и не произошла подача сигнала на открытие крышек реактивных сопел на баках окислителя и горючего (через них производится сброс газов наддува из баков, что создает реактивную силу и отводит боковые блоки от центрального). Носовая часть бокового блока Д не отошла от центрального блока, а продолжила скольжение своим концом по его наружной поверхности (по нижней конической части бака окислителя) и достигла цилиндрической части, где начинается бак горючего. На изгибе корпуса центрального блока носовая часть бокового блока, столкнувшись c кривизной корпуса, пробила корпус бака горючего. В результате произошла разгерметизация бака и выброс газов наддува под давлением около 3,5 атм. Образовавшаяся реактивная сила создала мощное, нерасчётное поперечное воздействие на ракету-носитель, которое система управления не смогла парировать штатными средствами и инициировала сигнал «авария носителя» [27] .

В соответствии с задействованной аварийной циклограммой было произведено отключение двигателя центрального блока и введена в действие система аварийного спасения экипажа, которая успешно эвакуировала спускаемый аппарат (точнее, связку в составе головного обтекателя, бытового отсека и спускаемого аппарата) [2] [28] .

«Пуск завершился аварией РН из-за нештатного отделения одного из боковых блоков (блок «Д»), ударившего носовой частью центральный блок (блок «А») в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты космического назначения».

Олег Скоробогатов [27]

По результатам расследования комиссия рекомендовала переаттестовать сотрудников Байконура, собирающих «Союзы» [29] .

Отмечалось также, что похожая авария ракеты-носителя Союз-У произошла 26 марта 1986 года, вызванная также деформацией штока при сборке на космодроме, при стыковке бокового блока Г со случайным отступлением от требований технической документации.

Риски при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» и ТПК «Союз МС-10», его стыковке с МКС были застрахованы в СК «Согласие» на 4,65 млрд рублей [30] . После аварии российские страховые компании отказались застраховать предстоящие пуски ракет-носителей семейства «Союз-ФГ». На объявленный «Роскосмосом» тендер на сайте госзакупок, первоначально не было подано ни одной заявки [31] . Последующий пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с ТГК «Прогресс МС-10», состоявшийся 16 ноября 2018 года, был застрахован в «Ингосстрах» [32] .

Награды [ править | править код ]

Тайлер Николас Хейг награжден Орденом Мужества (4 октября 2019 года, Россия) — за мужество и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряжённых с повышенным риском для жизни при возникновении нештатной ситуации на космодроме Байконур [33] .

Принимавшие участие в поисково-спасательной операции военнослужащие в декабре 2018 года получили благодарность от НАСА. 17 военнослужащих представлены Минобороны России к государственным и ведомственным наградам и внеочередным воинским званиям [34] .

Эмблема [ править | править код ]

Треугольный дизайн эмблемы экипажа ТПК «Союз МС-10» символизирует число членов экипажа корабля [35] , который изображён на орбите над поверхностью земли. Элементы российского и американского флагов, размещённые за нашей голубой планетой, подчёркивают международный характер космического полёта. На фоне глубокого космоса виден силуэт летящей совы, символизирующий научную мудрость, которую приобретут орбитальные исследования на борту Международной космической станции. В левом углу эмблемы расположен орбитальный комплекс ярко-жёлтого цвета. Верхний правый угол эмблемы показывает направление будущей мечты человечества: через Луну в глубокий космос. Логотип Роскосмоса помещён в верхней части дизайна, с фамилиями членов экипажа внизу. Название космического корабля помещено в центре эмблемы. 30 апреля 2018 года, в связи с изменением экипажа, из эмблемы была исключена фамилия космонавта Тихонова. Автор эмблемы — Люк ван ден Абейелен (Luc van den Abeelen) [36] .

Читайте также:  Low memory перевод на русский

Памятник [ править | править код ]

2 декабря 2019 года Дмитрий Рогозин, Алексей Овчинин, Кейтлин Рубинс и Тайлер Хейг открыли на территории офиса Роскосмоса в Москве архитектурную композицию, посвященную потерпевшему аварию пилотируемому кораблю [37] .

Самое главное: экипаж жив. Медики осмотрели космонавтов: их состояние оценивается как удовлетворительное. Но такого расклада событий, конечно, не ожидал никто. Надежная ракета: с 2001 года – 64 успешных пуска, и только одна неудача – нынешняя. Надежный корабль. Надежный экипаж. И – авария.

Да, освоение космоса дело сложнейшее. И не важно, что уже прошло 57 лет после полета Юрия Гагарина. И до него, и после него были страшные катастрофы: люди гибли и в экспериментах на Земле, как Валентин Бондаренко, и на старте, как экипаж американского шаттла "Челленджер", и при возвращении с орбиты, как Владимир Комаров, как экипаж "Союза-11" и американские астронавты с "Колумбии". И каждый раз перед специалистами встает вопрос: что нужно сделать, чтобы это не повторялось? Что?!

Корабль "Союз МС-10" стартовал с космодрома Байконур ровно по расписанию – в 11.40 по московскому времени. Его полет должен был пройти по короткой четырехвитковой схеме – за шесть часов. По графику стыковка с модулем "Поиск" российского сегмента космической станции намечалась на 17.44 мск. Это расчетное время касания.

При традиционной схеме "Союз" делает 34 оборота вокруг Земли, а путь до станции занимает более двух суток.

Однако все пошло не так. Первые неофициальные сообщения появились спустя 2 минуты 45 секунд после старта: аварийно отключились двигатели второй ступени. Затем сработал аварийный маяк. Корабль разделился на отсеки и выпустил парашют.

Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин оперативно разместил сообщение в "Твиттере": "Для выяснения причины аварии на РН Союз-ФГ моим решением образована государственная комиссия. Она уже приступила к работе. Изучается телеметрия. Службы спасения работают с первой секунды аварии. Система аварийного спасения корабля Союз-МС сработала штатно. Экипаж спасен". При этом специалисты все как один отметили: система аварийного спасения продемонстрировала свою исключительную надежность.

Надо сказать, что в последнее время, как правило, в стартующих "Союзах" были заняты все три места для экипажа. На этот раз полетела команда в усеченном составе. И место "третьего" занял 62-килограммовый контейнер с грузом. В частности, с космонавтами летел магнитный 3D-биопринтер, а также двенадцать кюветов с образцами для научных экспериментов. На МКС планировалось провести первый в истории эксперимент по печати биологических объектов в космосе.

Для российского космонавта Алексея Овчинина это был второй космический полет. В первый раз он побывал на орбите с 19 марта по 7 сентября 2016 года в качестве командира пилотируемого корабля "Союз ТМА-20М" и бортинженера МКС-47/48. За время его работы было проведено множество экспериментов по российской научной программе (медицина, космическая биология, биотехнология, физико-химические процессы). Из них около 50 выполнил сам Овчинин. Продолжительность полета тогда составила 172 суток.

А вот американец должен был работать в космосе впервые. Планировалось, что Овчинин и Хейг проведут на МКС 187 суток.

Для Алексея Овчинина этот полет должен был стать особенно ответственным: именно он вместе с находящимся сейчас на станции космонавтом Сергеем Прокопьевым в середине ноября должен был выйти в открытый космос для определения причины появления дыры в корабле "Союз МС-09", из-за которой на МКС произошла утечка воздуха. Для этого придется разобрать часть обшивки корабля.

Напомним, в ночь на 30 августа на станции возникла нештатная ситуация: в корпусе бытового отсека пристыкованного корабля "Союз МС-09" обнаружили дыру диаметром 2 мм. Космонавты компенсировали потерю давления наддувом воздуха из баков пристыкованного космического грузовика "Прогресс". Пробоину заделали герметиком – в несколько слоев. В настоящее время "Союз МС-09" продолжает летать в составе МКС, выполняя роль корабля-спасателя. То есть на нем космонавты будут возвращаться на Землю. "Добро" дала РКК "Энергия", компания – производитель корабля. На совете главных конструкторов первый заместитель генерального конструктора по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем Владимир Соловьев доложил: нарушение герметичности станции устранено, штатное давление восстановлено.

Сейчас продолжает работу специальная комиссия "Роскосмоса", которая должна выяснить, откуда появилась дыра в обшивке космического корабля. "Внутренняя проверка" не выявила каких-либо системных проблем в организации производства на "Энергии". Намечен план работ, промежуточное звено в котором – как раз выход космонавтов в открытый космос. Это как в физике: есть теория, а есть уже эксперимент. Специалисты будут анализировать информацию, сужая круг расследования.

В "Роскосмосе" подчеркивают: этот выход россиян в открытый космос плановый. Но добавилась задача – осмотреть внешнюю поверхность корабля "Союз", что очень сильно прояснит ситуацию с ЧП.

– Проблема в чем? В принципе бытовой отсек не предназначен для работы на нем снаружи, в открытом космосе, – говорил незадолго до полета "Союза МС-10" член комиссии летчик-космонавт Сергей Крикалев, за плечами которого шесть полетов и восемь выходов в открытый космос. – Потому что там, где у нас предназначены места для такой работы, делаются поручни, элементы крепления. Здесь этого нет. Конечно, есть альтернативные способы, как туда подобраться с помощью "стрелы", но они не очень жесткие. Мы сейчас готовим специальную дополнительную методику, как закрепиться, как подойти, как удержаться. Готовим экипаж.

Сейчас уже можно сказать: экипаж к такой серьезнейшей работе был готов. Но случилось то, что случилось.

Как авария может сказаться на российско-американских отношениях в космосе? Вообще технари всегда понимали друг друга. Космическая техника – сложнейшая. И может быть все что угодно. Главное – почему, что, где и как пошло не так.

Читайте также:  Почему греется проводка в квартире

На старте присутствовали и глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, и глава НАСА Джим Брайденстайн. Накануне старта Брайденстайн выступил с лекцией перед студентами МГУ. "Я считаю, что отношения между Россией и США в космосе великолепны", – заявил он. По его словам, конструктивное взаимодействие в космосе должно распространяться и на другие сферы. Брайденстайн уверен, что Россия и США могут сделать сообща намного больше, чем поодиночке. Это касается и программы по освоению Луны. В этой связи американская сторона хотела бы пригласить к кооперации "Роскосмос". Руководитель НАСА подчеркнул, что речь идет о создании постоянной инфраструктуры, которая бы связывала Землю и Луну. Эта масштабная работа потребует международной кооперации. "Мы были бы очень рады видеть в этой кооперации "Роскосмос", – заключил Брайденстайн.

Надо сказать, что расследование космических ЧП всегда велось по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. В российской космонавтике уже были громкие провалы по вине человеческого фактора. Так, в декабре 2010 года в Тихий океан упали сразу три спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. Особый резонанс имела авария "Протона-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" 2 июля 2013 года – три из шести датчиков оказались поставлены "вверх ногами". В декабре 2016 года был потерян космический грузовик "Прогресс МС-04": производственный дефект проявился в полете. После этого на завод отозвали все двигатели второй и третьей ступени ракет "Протон-М".

Как считают многие аналитики, наши космические неудачи – следствие разрушения той мощной структуры, которая была в свое время создана для развития отечественной космической программы. Вспомним: на "Буран" работали полторы тысячи предприятий 72 министерств и ведомств. И это на один космический аппарат!

В свое время были брошены все силы на создание своей элементной базы. "Помню, для орбитальной станции "Алмаз" надо было изготовить девять баков, – рассказывал один из специалистов. – Изготовили двенадцать! Все дублировалось. И это сказывалось на качестве. Когда-то мы запускали по 100-110 космических аппаратов в год. У американцев наши технологии вызывали зависть".

Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":

– Вспомним историю. 5 апреля 1975 года при запуске корабля "Союз-18" с Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на высоте 192 км произошла авария. Как и сейчас, тогда сработала система аварийного спасения: спускаемый аппарат вернулся к Земле по баллистической траектории. Космонавты подверглись 20-кратной перегрузке. Такой никому и никогда не приходилось испытать.

Система спасения на "Союзах" существует с начала эксплуатации этого корабля. При нештатной работе ракеты подается команда на включение твердотопливной ракетной установки увода и одновременно на разделение. И верхняя часть головного обтекателя ракеты вместе с бытовым отсеком и спускаемым аппаратом улетают наверх и в сторону на определенное расстояние На этой высоте спускаемый аппарат "выходит" из всего этого сооружения и продолжает свой баллистический спуск. После этого по программе вводится парашютная система, и он приземляется.

То, что произошло с "Союзом МС-10", конечно, неприятно. Потому что ракета "Союз" полвека служит, можно сказать, бесперебойно. Но инженеры всего мира знают: иногда самые надежные вещи тоже выходят из строя. Ракетно-космическая техника – это серьезная техника. И слава богу, подобных аварий, в общем-то, мало. Просто надо конкретно понять, в чем дело. Что стоит за этим сбоем: двигатель или система управления. Но судя по тому, что там был дым, судя по картинке, возможно, что-то и с двигателем, какие-то неприятности.

Поиск причины аварии во времена Главного конструктора Сергея Королева всегда начинался с анализа того, как спроектировали изделие, изготовили, испытали. И за каждой из этих операций всегда стоял конкретный коллектив и руководитель. Фамилии всех причастных к аварии легко устанавливались. Но не для предъявления обвинений, а чтобы разобраться в причинах.

Королев всегда наказывал за разгильдяйство. Если на сборке рабочий допускал ошибку, но признавался, его не наказывали, даже если машину приходилось разбирать. Случались и курьезы.

В 1969 году лунный комплекс Н1-Л3 стоял на старте, когда обнаружилась негерметичность приборного отсека лунного корабля. Дефект нужно было искать на 90-метровой высоте внутри головного обтекателя. Зона свободного падения – 40 метров. Молодого монтажника туда не пошлешь. Пришлось мне, как ведущему конструктору, вместе с начальником сборочного производства вооружаться альпинистским снаряжением. И – за работу.

Как выяснилось, была ошибка испытателей. Когда мы с председателем комиссии доложили министру о результатах, он попросил подготовить два списка: о премировании тех, кто устранил дефект, и о наказании виновников. Первый список мы представили, а второй "забыли". Дело в том, что многие мои товарищи по работе попадали в оба списка. Поговорка "наказание невиновных и награждение непричастных" порой была справедливой.

Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель, генерал-майор, Герой России:

– Я испытывал такую систему спасения космонавтов. И не только ее. Все, что можно, испытал. Я летал на Су-27, перегрузка – 12 единиц. Да, тяжело, но я мог день передохнуть. И опять в полет. У американцев были очень тяжелые катастрофы, связанные с "Челленджером" и "Колумбией". Но у них такой системы спасения не было вообще. Эту систему спасения у нас в стране разработало НПП "Звезда". Его руководитель легендарный Гай Северин был в свое время главным инженером в ЛИИ Громова. Благодаря Гай Ильичу мы спасли огромное число летчиков – 868 летчиков только Военно-Воздушных сил. Это 20 полков спасены.

Как скажется эта авария на престиже российской космонавтики? Профессионалы уважают друг друга. Всякое может случиться.

Комментировать
2 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector