No Image

Стробоскоп из неоновой лампочки своими руками

1 просмотров
11 марта 2020

Стробоскопический эффект давно используют в технике, например, для точного определения частоты вращения деталей различных механизмов. Эффект заключается в том, что если импульсным источником света (например, неоновой лампой) с заранее известной частотой вспышек освещать вращающуюся деталь с нанесенной на нее меткой, метка будет казаться неподвижной при частоте вращения, совпадающей (или кратной на целое число) с частотой вспышек. Стробоскопическим эффектом можно воспользоваться и для точной установки угла опережения зажигания двигателя подвесного мотора.

При работе двигателя в первичной обмотке высоковольтного трансформатора в момент разрыва контактов прерывателя (а в ЭСЗ — в момент начала разряда конденсатора) возникает электрический колебательный затухающий процесс. Амплитуда первых колебаний этого процесса имеет величину, значительно превышающую напряжение зажигания неоновых ламп. Поэтому первичная обмотка может служить источником импульсного тока для неоновой лампы, которая будет загораться в момент, когда амплитуда импульса превысит напряжение зажигания, и потухать в моменты, когда она станет меньше, чем напряжение горения лампы.

При освещении неоновой лампой вращающегося маховика с нанесенными на нем метками та метка, которая находится напротив источника света в момент его вспышки, будет казаться неподвижной, если частота вспышек синхронна или кратна частоте вращения диска. Правда, моменты начала загорания и потухания лампы задерживаются относительно момента равенства амплитуды импульса напряжения зажигания и потухания, однако эта задержка столь незначительна, что ею можно пренебречь и считать неоновую лампу полностью безынерционной.

Стробоскоп для определения момента зажигания сделать совсем несложно. Схема осветителя (рис. 1, а) состоит из неоновой лампы Л1, ТН-0,2 (можно применить ТН-0,3, МН-3, МН-4, ИН-24 и другие с напряжением загорания 60—90 В), резистора R1 типа МЛТ-0,5 и конденсатора С1 (бумажного любого типа) на рабочее напряжение 250 В.

Лампу вставляют в патрон и защищают от мешающего постороннего света козырьком или цилиндрическим тубусом. Один из выводов осветителя (лучше цоколь лампы) соединяют с массой двигателя, другой — с выводом первичной обмотки высоковольтного трансформатора.

Для определения правильности установки максимального угла опережения нужно повернуть ручку газа в положение максимальных оборотов и при помощи индикатора, ввернутого вместо свечи (например, свечи верхнего цилиндра), установить маховик в положение, когда поршень не доходит до ВМТ на расстояние опережения, рекомендованное заводом-изготовителем (7,87 мм для «Вихря»; 5,05 — «Вихря-М» и «-30»; 4,5 — для «Нептуна-23» и т. д.).

Затем в удобном месте (например, на кронштейне крепления ручного стартера) напротив обода маховика на расстоянии 8—10 мм по направлению его радиуса нужно установить осветитель с неоновой лампой. В этом положении маховика и ручки газа на ободе несколько выше оси неоновой лампы черной краской делается квадратная метка со стороной 4—5 мм. Устанавливаются свечи и мотор запускается,

После поворота рукоятки в положение максимальных оборотов в случае правильной установки угла опережения на ободе маховика будет четко видна метка по оси лампы. Если же угол выставлен неправильно, то метка будет видна или слева — при позднем зажигании, или справа — при раннем.

На большинстве моторов неправильность установки угла устраняется поворотом основания магнето относительно поводка («Нептун», «Привет»), На моторах «Вихрь», поводок которых не передвигается, в небольших пределах опережение может быть отрегулировано изменением зазора в прерывателях.

Аналогично на маховик наносится метка нижнего цилиндра, несколько ниже оси неоновой лампы, подключенной к высоковольтному трансформатору нижнего цилиндра.

При обнаружении несоответствия угла опережения нижнего цилиндра рекомендованному его изменение можно делать только регулировкой зазора в прерывателях, не изменяя положения поводка.

В процессе эксплуатации при помощи стробоскопа можно обнаружить неудовлетворительную работу прерывателя: метка будет казаться «размытой», шире своих реальных размеров или периодически смещаться вправо или влево. Это указывает на необходимость очистки прерывателей, проверки конденсаторов или надежности пайки проводников.

При помощи стробоскопа можно точно найти положение датчика управляющих импульсов и установить угол опережения зажигания и для бесконтактных электронных систем зажигания.

В бесконтактном ЭСЗ точное положение датчика неизвестно, так как неизвестно, при каком взаимном положении маховика и датчика возникает управляющий импульс необходимой полярности. Рассмотрим метод определения положения датчика при использовании для управления штатной магнитной системы маховика.

Предварительно нужно сделать из дерева, пластмассы или металла вспомогательное приспособление — прямоугольное основание с двумя расположенными напротив стойками с высотой на 15—20 мм больше радиуса маховика и U-образными вырезами глубиной 10—15 мм и шириной 15—20 мм.

Читайте также:  Программа на айфон для документов ворд

Затем из двигателя вывертывают свечи, ручку газа поворачивают в положение максимального газа и по индикатору поршень (например, верхнего цилиндра) устанавливают в положение до ВМТ, соответствующее максимальному опережению. Помечают полюсный башмак магнита маховика, от которого должна срабатывать ЭСЗ. (Для «Нептуна-23» это будет башмак, направленный в сторону расположения бензонасоса.)

Маховик снимают с двигателя и насаживают на ось 7 диаметром 15—18 мм, обеспечив плотность посадки изолентой, затем вставляют в U-образные вырезы стоек 5 и фиксируют стопором 6 (рис. 2). Со стороны магнитов маховика на кронштейне 2 устанавливается датчик управляющих импульсов так, чтобы его ось была параллельна оси маховика.

На этом же кронштейне перпендикулярно оси вала устанавливается осветитель 1. На обод маховика наклеивают шкалу 3 из миллиметровой бумаги шириной 15 мм и длиной 80 м, на которой через 5 мм наносят черными чернилами деления и затем через одно деление обозначают цифрами по порядку. Полоску наклеивают со стороны отмеченного башмака так, чтобы последняя цифра шкалы совпадала с центром башмака (в этом месте обычно расположен крепежный винт башмака). Датчик подключают к входу ЭСЗ, осветитель — к первичной обмотке высоковольтного трансформатора и включают ЭСЗ.

При вращении оси с маховиком против часовой стрелки (если смотреть со стороны магнитов) отмечают ту цифру или промежуток между ними, которые высвечиваются осветителем. Если срабатывание ЭСЗ происходит за пределами шкалы, необходимо концы обмотки датчика поменять местами.

Затем маховик снимают с оси и ставят на двигатель, ручку газа устанавливают на максимальный газ, а поршень по индикатору на необходимую величину опережения.

Датчик на основании магдино устанавливают так, чтобы центр его находился напротив отмеченных делений шкалы. При этом нужно сохранить расстояния от обода и магнитов до датчика, принятые при проверке. Крепление датчика на основании желательно сделать передвигающимся на величину до 5 мм относительно найденной точки крепления для возможности откорректировать его положение.

Стробоскопический эффект давно используют в технике, например, для точного определения частоты вращения деталей различных механизмов. Эффект заключается в том, что если импульсным источником света (например, неоновой лампой) с заранее известной частотой вспышек освещать вращающуюся деталь с нанесенной на нее меткой, метка будет казаться неподвижной при частоте вращения, совпадающей (или кратной на целое число) с частотой вспышек. Стробоскопическим эффектом можно воспользоваться и для точной установки угла опережения зажигания двигателя подвесного мотора.

При работе двигателя в первичной обмотке высоковольтного трансформатора в момент разрыва контактов прерывателя (а в ЭСЗ — в момент начала разряда конденсатора) возникает электрический колебательный затухающий процесс. Амплитуда первых колебаний этого процесса имеет величину, значительно превышающую напряжение зажигания неоновых ламп. Поэтому первичная обмотка может служить источником импульсного тока для неоновой лампы, которая будет загораться в момент, когда амплитуда импульса превысит напряжение зажигания, и потухать в моменты, когда она станет меньше, чем напряжение горения лампы.

При освещении неоновой лампой вращающегося маховика с нанесенными на нем метками та метка, которая находится напротив источника света в момент его вспышки, будет казаться неподвижной, если частота вспышек синхронна или кратна частоте вращения диска. Правда, моменты начала загорания и потухания лампы задерживаются относительно момента равенства амплитуды импульса напряжения зажигания и потухания, однако эта задержка столь незначительна, что ею можно пренебречь и считать неоновую лампу полностью безынерционной.

Стробоскоп для определения момента зажигания сделать совсем несложно. Схема осветителя (рис. 1, а) состоит из неоновой лампы Л1, ТН-0,2 (можно применить ТН-0,3, МН-3, МН-4, ИН-24 и другие с напряжением загорания 60—90 В), резистора R1 типа МЛТ-0,5 и конденсатора С1 (бумажного любого типа) на рабочее напряжение 250 В.

Лампу вставляют в патрон и защищают от мешающего постороннего света козырьком или цилиндрическим тубусом. Один из выводов осветителя (лучше цоколь лампы) соединяют с массой двигателя, другой — с выводом первичной обмотки высоковольтного трансформатора.

Для определения правильности установки максимального угла опережения нужно повернуть ручку газа в положение максимальных оборотов и при помощи индикатора, ввернутого вместо свечи (например, свечи верхнего цилиндра), установить маховик в положение, когда поршень не доходит до ВМТ на расстояние опережения, рекомендованное заводом-изготовителем (7,87 мм для «Вихря»; 5,05 — «Вихря-М» и «-30»; 4,5 — для «Нептуна-23» и т. д.).

Читайте также:  Что делать если телефон очень быстро садится

Затем в удобном месте (например, на кронштейне крепления ручного стартера) напротив обода маховика на расстоянии 8—10 мм по направлению его радиуса нужно установить осветитель с неоновой лампой. В этом положении маховика и ручки газа на ободе несколько выше оси неоновой лампы черной краской делается квадратная метка со стороной 4—5 мм. Устанавливаются свечи и мотор запускается,

После поворота рукоятки в положение максимальных оборотов в случае правильной установки угла опережения на ободе маховика будет четко видна метка по оси лампы. Если же угол выставлен неправильно, то метка будет видна или слева — при позднем зажигании, или справа — при раннем.

На большинстве моторов неправильность установки угла устраняется поворотом основания магнето относительно поводка («Нептун», «Привет»), На моторах «Вихрь», поводок которых не передвигается, в небольших пределах опережение может быть отрегулировано изменением зазора в прерывателях.

Аналогично на маховик наносится метка нижнего цилиндра, несколько ниже оси неоновой лампы, подключенной к высоковольтному трансформатору нижнего цилиндра.

При обнаружении несоответствия угла опережения нижнего цилиндра рекомендованному его изменение можно делать только регулировкой зазора в прерывателях, не изменяя положения поводка.

В процессе эксплуатации при помощи стробоскопа можно обнаружить неудовлетворительную работу прерывателя: метка будет казаться «размытой», шире своих реальных размеров или периодически смещаться вправо или влево. Это указывает на необходимость очистки прерывателей, проверки конденсаторов или надежности пайки проводников.

При помощи стробоскопа можно точно найти положение датчика управляющих импульсов и установить угол опережения зажигания и для бесконтактных электронных систем зажигания.

В бесконтактном ЭСЗ точное положение датчика неизвестно, так как неизвестно, при каком взаимном положении маховика и датчика возникает управляющий импульс необходимой полярности. Рассмотрим метод определения положения датчика при использовании для управления штатной магнитной системы маховика.

Предварительно нужно сделать из дерева, пластмассы или металла вспомогательное приспособление — прямоугольное основание с двумя расположенными напротив стойками с высотой на 15—20 мм больше радиуса маховика и U-образными вырезами глубиной 10—15 мм и шириной 15—20 мм.

Затем из двигателя вывертывают свечи, ручку газа поворачивают в положение максимального газа и по индикатору поршень (например, верхнего цилиндра) устанавливают в положение до ВМТ, соответствующее максимальному опережению. Помечают полюсный башмак магнита маховика, от которого должна срабатывать ЭСЗ. (Для «Нептуна-23» это будет башмак, направленный в сторону расположения бензонасоса.)

Маховик снимают с двигателя и насаживают на ось 7 диаметром 15—18 мм, обеспечив плотность посадки изолентой, затем вставляют в U-образные вырезы стоек 5 и фиксируют стопором 6 (рис. 2). Со стороны магнитов маховика на кронштейне 2 устанавливается датчик управляющих импульсов так, чтобы его ось была параллельна оси маховика.

На этом же кронштейне перпендикулярно оси вала устанавливается осветитель 1. На обод маховика наклеивают шкалу 3 из миллиметровой бумаги шириной 15 мм и длиной 80 м, на которой через 5 мм наносят черными чернилами деления и затем через одно деление обозначают цифрами по порядку. Полоску наклеивают со стороны отмеченного башмака так, чтобы последняя цифра шкалы совпадала с центром башмака (в этом месте обычно расположен крепежный винт башмака). Датчик подключают к входу ЭСЗ, осветитель — к первичной обмотке высоковольтного трансформатора и включают ЭСЗ.

При вращении оси с маховиком против часовой стрелки (если смотреть со стороны магнитов) отмечают ту цифру или промежуток между ними, которые высвечиваются осветителем. Если срабатывание ЭСЗ происходит за пределами шкалы, необходимо концы обмотки датчика поменять местами.

Затем маховик снимают с оси и ставят на двигатель, ручку газа устанавливают на максимальный газ, а поршень по индикатору на необходимую величину опережения.

Датчик на основании магдино устанавливают так, чтобы центр его находился напротив отмеченных делений шкалы. При этом нужно сохранить расстояния от обода и магнитов до датчика, принятые при проверке. Крепление датчика на основании желательно сделать передвигающимся на величину до 5 мм относительно найденной точки крепления для возможности откорректировать его положение.

Самый лучший прибор для установки и настройки зажигания – это стробоскоп. Используя его можно проверить как момент зажигания, так и непосредственно работу центробежного и вакуумного корректоров трамблёра.

Самым простым стробоскопом, является неоновая лампочка, к которой припаяны провода. Используют это приспособление по следующей схеме. Один из проводов нужно присоединить на массу, другой же обматывается кругом центрального провода распределителя. Из-за простоты приспособления у него есть и некоторые недостатки. Так отсвет на шкиве коленчатого вала с полосками, можно разглядеть только в темноте. Поэтому, если вам вздумалось заниматься зажиганием, в свободное от работы время, а это является в основном вечер, то, к сожалению, в летнее время вам вряд ли такое удастся на улице, так как темнеет довольно поздно. Выходом из такой ситуации, как вариант, может быть создание искусственной темноты, допустим в гараже. Но это не всегда удобно и возможно, а порой даже вызывает неодобрение со стороны владельцев смежных гаражей. Помниться мне один похожий случай, когда мне пришлось запереться, за что я получил весьма заслуженный упрёк, от пожилого владельца 21-й Волги, что возился по соседству.

Читайте также:  Как отключить тачпад на самсунге

Недавно мне в руки попалась схема стробоскоп для настройки зажигания автомобилей «Авто-икра», который когда-то производился нашей промышленностью, в основе его строения была лампа ИФК-120. Такая же лампа раньше применялась в фотовспышкам. А также частенько с помощью неё радиолюбители создавали дискотечные стробоскопы, в которых, как правило, она долго не работала, так как ей приходилось моргать в секунду несколько раз, на что она технически не рассчитана. Но ведь в качестве автомобильного стробоскопа, таких нагрузок не будет. Тут моргать то нужно всего 30-50 секунд, а после лежи, отдыхай, охлаждайся.

В общем, идея в следующем – взять данную лампу и на её базе соорудить автомобильный стробоскоп для установки зажигания. Но где мне взять лампу со вспышки фотоаппарата, тут мне помогло детское увлечение фотографией. Ведь у меня когда-то был фотоаппарата со вспышкой, и он уже много лет лежит без дела.

Далее постараюсь описать сам процесс изготовления в деталях:
Разбираем вспышку. Отпаиваем стандартный конденсатор. На его место ищем конденсатор с меньшей емкостью, чтобы уменьшить постоянную времени, то есть скорость его зарядки. Я подобрал 47 мкФ х 450 В, в данном случае я взял напряжение с запасом, так как было желание с помощью удвоителя напряжения поднять его на конденсаторе, что повысит энергию вспышки. Будьте очень внимательны с определением полярности конденсатора, так как, при переполюсовке, его просто разорвёт, причем произойдёт очень эффектный хлопок. Далее отпаиваем кабель для синхронизации вспышки, подключающийся к фотоаппарату. К среднему выводу нашей лампы ИФК-120 аккуратно подпаиваем высоковольтный провод. Подойдет любой, который у вас лежит без пригодности (старый телевизор, холодильник, обогреватель…).

Отлично подошел бы, наверное, свечной провод, но его толщина немного большая, что причинит неудобства в использовании. На этом наши труды завершаются. Собираем теперь уже, не вспышку, а автомобильный стробоскоп в корпус и включаем в обычную сеть.

Почти мгновенно на корпусе вспышки (то есть, стробоскопе :-)) зажглась индикаторная лампа, так как наш конденсатор зарядился полностью. Для обкатки нового аппарата, я коснулся жилой высоковольтного провода электрода пьезовой зажигалки, предварительно сняв с неё кожух. При нажатии на рычаг зажигалки – я не получил результата. Я коснулся второго электрода, нажимаю и, о чудо, всё работает. Слава богу, что отражатель был направлен не мне в глаза, а в сторону стены, а то мне пришлось бы нахвататься «зайцев». Сложно судить, но от трёх до четырёх вспышек за секунду, было более чем достаточно, чтобы проверить автомобильное зажигание на холостом ходу. Да и по сравнению с первым моим стробоскопом, у этого были вспышки посильнее, видимые даже днём.

Обкатка была пройдена на «ура». Со дня на день понесу мой аппарат в гараж для окончательной проверки на практике.
Для того чтобы проверить правильность установки автомобильного зажигания, требуется при выключенном двигателе вставить высоковольтный провод автомобильного стробоскопа в центральное гнездо распределители или же в другое гнездо, катушки зажигания. Соединительный провод, который идет от катушки зажигания до самого распределителя, конечно же, должен находиться на месте. Далее нужно включить наш стробоскоп в сеть и запустить двигатель автомобиля. В идеале еще оборудовать наш стробоскоп кронштейном, чтобы его можно было цеплять на кузов автомобиля.

Будьте очень осторожны при применении такого стробоскопа, не забывайте о технике безопасности! Ведь здесь присутствует и сетевые 220 вольт, питание стробоскопа, а также и высокое напряжение на выходе из катушки автомобильного зажигания.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector