No Image

Строка начинающаяся символами является

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Служебные символы, используемые в текстах сценариев.

Комментарии. Строки, начинающиеся с символа # (за исключением комбинации #! ) — являются комментариями.

Комментарии могут располагаться и в конце строки с исполняемым кодом.

Комментариям могут предшествовать пробелы (пробел, табуляция).

Исполняемые команды не могут следовать за комментарием в той же самой строке. Пока что еще не существует способа отделения комментария от "исполняемого кода" , следующего за комментарием в той же строке.

Само собой разумеется, экранированный символ # в операторе echo не воспринимается как начало комментария. Более того, он может использоваться в операциях подстановки параметров и в константных числовых выражениях.

Кавычки " ‘ и экранируют действие символа #.

В операциях поиска по шаблону символ # так же не воспринимается как начало комментария.

Разделитель команд. [Точка-с-запятой] Позволяет записывать две и более команд в одной строке.

Следует отметить, что символ " ; " иногда так же как и # необходимо экранировать.

Ограничитель в операторе выбора case . [Двойная-точка-с-запятой]

команда "точка" . Эквивалент команды source (см. Пример 11-18). Это встроенная команда bash.

"точка" может являться частью имени файла . Если имя файла начинается с точки, то это "скрытый" файл, т.е. команда ls при обычных условиях его не отображает.

Если подразумевается имя каталога, то одна точка означает текущий каталог и две точки — каталог уровнем выше, или родительский каталог.

Символ точка довольно часто используется для обозначения каталога назначения в операциях копирования/перемещения файлов.

Символ "точка" в операциях поиска. При выполнении поиска по шаблону , в регулярных выражениях, символ "точка" обозначает одиночный символ.

Двойные кавычки . В строке "STRING" , ограниченной двойными кавычками не выполняется интерпретация большинства служебных символов, которые могут находиться в строке. см. Глава 5.

Одинарные кавычки . [Одинарные кавычки] ‘STRING’ экранирует все служебные символы в строке STRING . Это более строгая форма экранирования. Смотрите так же Глава 5.

Запятая . Оператор запятая используется для вычисления серии арифметических выражений. Вычисляются все выражения, но возвращается результат последнего выражения.

escape. [обратный слэш] Комбинация X "экранирует" символ X . Аналогичный эффект имеет комбинация с "одинарными кавычками" , т.е. ‘X’ . Символ может использоваться для экранирования кавычек " и ‘ .

Более детальному рассмотрению темы экранирования посвящена Глава 5.

Разделитель, используемый в указании пути к каталогам и файлам. [слэш] Отделяет элементы пути к каталогам и файлам (например /home/bozo/projects/Makefile).

Подстановка команд. [обратные кавычки] Обратные кавычки могут использоваться для записи в переменную команды `command` .

пустая команда. [двоеточие] Это эквивалент операции "NOP" ( no op, нет операции). Может рассматриваться как синоним встроенной команды true. Команда " : " так же является встроенной командой Bash, которая всегда возвращает "true" ( 0 ).

Символ-заполнитель в условном операторе if/then:

Как символ-заполнитель в операциях, которые предполагают наличие двух операндов, см. Пример 8-2 и параметры по-умолчанию.

Как символ-заполнитель для оператора вложенного документа. См. Пример 17-9.

В комбинации с оператором > (оператор перенаправления вывода), усекает длину файла до нуля. Если указан несуществующий файл — то он создается.

В комбинации с оператором >> — оператор перенаправления с добавлением в конец файла и обновлением времени последнего доступа ( : >> new_file). Если задано имя несуществующего файла, то он создается. Эквивалентно команде touch.

Вышеизложенное применимо только к обычным файлам и неприменимо к конвейерам, символическим ссылкам и другим специальным файлам.

Символ : может использоваться для создания комментариев, хотя и не рекомендуется. Если строка комментария начинается с символа # , то такая строка не проверяется интерпретатором на наличие ошибок. Однако в случае оператора : это не так.

Символ " : " может использоваться как разделитель полей в /etc/passwd и переменной $PATH.

инверсия (или логическое отрицание) используемое в условных операторах. Оператор ! инвертирует код завершения команды, к которой он применен. (см. Пример 6-2). Так же используется для логического отрицания в операциях сравнения, например, операция сравнения "равно" ( = ), при использовании оператора отрицания, преобразуется в операцию сравнения — "не равно" ( != ). Символ ! является зарезервированным ключевым словом BASH.

В некоторых случаях символ ! используется для косвенного обращения к переменным.

Кроме того, из командной строки оператор ! запускает механизм историй Bash (см. Приложение F). Примечательно, что этот механизм недоступен из сценариев (т.е. исключительно из командной строки).

символ-шаблон. [звездочка] Символ * служит "шаблоном" для подстановки в имена файлов. Одиночный символ * означает любое имя файла в заданном каталоге.

В регулярных выражениях токен * представляет любое количество (в том числе и 0) символов.

арифметический оператор. В арифметических выражениях символ * обозначает операцию умножения.

Двойная звездочка (два символа звездочки, следующих подряд друг за другом — ** ), обозначает операцию возведения в степень.

Оператор проверки условия. В некоторых выражениях символ ? служит для проверки выполнения условия.

В конструкциях с двойными скобками, символ ? подобен трехместному оператору языка C. См. Пример 9-28.

сивол-шаблон. Символ ? обозначает одиночный символ при подстановке в имена файлов. В регулярных выражениях служит для обозначения одиночного символа.

Символ $ , предшествующий имени переменной, указывает на то, что будет получено значение переменной.

end-of-line (конец строки). В регулярных выражениях, символ "$" обозначает конец строки.

код завершения. Переменная $? хранит код завершения последней выполненной команды, функции или сценария.

> id процесса сценария.

группа команд.

Команды, заключенные в круглые скобки исполняются в дочернем процессе — subshell-е.

Переменные, создаваемые в дочернем процессе не видны в "родительском" сценарии. Родительский процесс-сценарий, не может обращаться к переменным, создаваемым в дочернем процессе.

инициализация массивов.

Фигурные скобки.

Команда интерпретируется как список команд, разделенных точкой с запятой, с вариациями, представленными в фигурных скобках. [1] При интерпретации имен файлов (подстановка) используются параметры, заключенные в фигурные скобки.

Читайте также:  Super su 4pda форум

Использование неэкранированных или неокавыченных пробелов внутри фигурных скобок недопустимо.

file1 : A file1 : B file1 : C file2 : A file2 : B file2 : C

Блок кода. [фигурные скобки] Известен так же как "вложенный блок" , эта конструкция, фактически, создает анонимную функцию. Однако, в отличии от обычных функций, переменные, создаваемые во вложенных блоках кода, доступны объемлющему сценарию.

Код, заключенный в фигурные скобки, может выполнять перенаправление ввода-вывода.

Пример 3-1. Вложенные блоки и перенаправление ввода-вывода

Пример 3-2. Сохранение результата исполнения вложенного блока в файл

В отличие от групп команд в (круглых скобках), описаных выше, вложенные блоки кода, заключенные в <фигурные скобки>исполняются в пределах того же процесса, что и сам скрипт (т.е. не вызывают запуск дочернего процесса — subshell). [2]

pathname — полное имя файла (т.е. путь к файлу и его имя). Чаще всего используется совместно с командой find.

Обратите внимание на то, что символ " ; " , которым завершается ключ -exec команды find, экранируется обратным слэшем. Это необходимо, чтобы предотвратить его интерпретацию.

test.

Проверка истинности выражения, заключенного в квадратные скобки [ ]. Примечательно, что [ является частью встроенной команды test (и ее синонимом), И не имеет никакого отношения к "внешней" утилите /usr/bin/test.

test.

Проверка истинности выражения, заключенного между [[ ]] (зарезервированное слово интерпретатора).

См. описание конструкции [[ . ]] ниже.

элемент массива.

При работе с массивами в квадратных скобках указывается порядковый номер того элемента массива, к которому производится обращение.

диапазон символов.

двойные круглые скобки.

Вычисляется целочисленное выражение, заключенное между двойными круглыми скобками (( )) .

См. обсуждение, посвященное конструкции (( . )) .

Конструкция scriptname >filename перенаправляет вывод scriptname в файл filename. Если файл filename уже существовал, то его прежнее содержимое будет утеряно.

Конструкция command &>filename перенаправляет вывод команды command, как со stdout, так и с stderr, в файл filename.

Конструкция command >&2 перенаправляет вывод со stdout на stderr.

Конструкция scriptname >>filename добавляет вывод scriptname к файлу filename. Если задано имя несуществующего файла, то он создается.

(command)>

" " и " > " обозначают операции сравнения строк .

перенаправление ввода на встроенный документ.

bash$ grep ‘ ‘ textfile

конвейер. Передает вывод предыдущей команды на ввод следующей или на вход командного интерпретатора shell. Этот метод часто используется для связывания последовательности команд в единую цепочку.

Конвейеры (еще их называют каналами) — это классический способ взаимодействия процессов, с помощью которого stdout одного процесса перенаправляется на stdin другого. Обычно используется совместно с командами вывода, такими как cat или echo, от которых поток данных поступает в "фильтр" (команда, которая на входе получает данные, преобразует их и обрабатывает).

cat $filename | grep $search_word

В конвейер могут объединяться и сценарии на языке командной оболочки.

А теперь попробуем объединить в конвейер команду ls -l с этим сценарием.

Выход stdout каждого процесса в конвейере должен читаться на входе stdin последующим, в конвейере, процессом. Если этого не делается, то поток данных блокируется , в результате конвейер будет работать не так как ожидается.

Конвейер исполняется в дочернем процессе, а посему — не имеет доступа к переменным сценария.

Если одна из команд в конвейере завершается аварийно, то это приводит к аварийному завершению работы всего конвейера.

принудительное перенаправление, даже если установлен ключ noclobber option.

логическая операция OR (логическое ИЛИ). В опрециях проверки условий, оператор || возвращает 0 (success), если один из операндов имеет значение true (ИСТИНА).

Выполнение задачи в фоне. Команда, за которой стоит & , будет исполняться в фоновом режиме.

В сценариях команды, и даже циклы могут запускаться в фоновом режиме.

Пример 3-3. Запуск цикла в фоновом режиме

Команда, исполняемая в пределах сценария в фоне, может подвесить сценарий, ожидая нажатия клавиши. К счастью, это легко "лечится".

Логическая операция AND (логическое И). В операциях проверки условий, оператор && возвращает 0 (success) тогда, и только тогда, когда оба операнда имеют значение true (ИСТИНА).

префикс ключа. С этого символа начинаются опциональные ключи команд.

COMMAND -[Option1][Option2][. ]

ls -al

sort -dfu $filename

set — $variable

перенаправление из/в stdin или stdout. [дефис]

Обратите внимание, что в этом контексте "-" – не самостоятельный оператор Bash, а скорее опция, распознаваемая некоторыми утилитами UNIX (такими как tar, cat и т.п.), которые выводят результаты своей работы в stdout.

В случае, когда ожидается имя файла, тогда "-" перенаправляет вывод на stdout (вспомните пример с tar cf) или принимает ввод с stdin.

Сама по себе команда file без параметров завершается с сообщением об ошибке.

Добавим символ "-" и получим более полезный результат. Это заставит командный интерпретатор ожидать ввода от пользователя.

Теперь команда принимает ввод пользователя со stdin и анализирует его.

Используя передачу stdout по конвейеру другим командам, можно выполнять довольно эффектные трюки, например вставка строк в начало файла.

С помощью команды diff — находить различия между одним файлом и частью другого:

grep Linux file1 | diff file2 –

И наконец пример использования служебного символа "-" с командой tar.

Пример 3-4. Резервное архивирование всех файлов, которые были изменены в течение последних суток

Могут возникнуть конфликтные ситуации между опреатором перенаправления "-" и именами файлов, начинающимися с символа "-" . Поэтому сценарий должен проверять имена файлов и предаварять их префиксом пути, например, ./-FILENAME, $PWD/-FILENAME или $PATHNAME/-FILENAME.

Если значение переменной начинается с символа "-" , то это тоже может быть причиной появления ошибок.

предыдущий рабочий каталог. [дефис] Команда cd – выполнит переход в предыдущий рабочий каталог, путь к которому хранится в переменной окружения $OLDPWD .

Читайте также:  Приложение для изучения английского алфавита

Не путайте оператор "-" (предыдущего рабочего каталога) с оператором "-" (переназначения). Еще раз напомню, что интерпретация символа "-" зависит от контекста, в котором он употребляется.

Минус. Знак минус в арифметических операциях.

В зависимости от контекста применения, символ " = " может выступать в качестве оператора сравнения.

Плюс. Оператор сложения в арифметических операциях.

В зависимости от контекста применения, символ + может выступать как оператор регулярного выражения.

Ключ (опция). Дополнительный флаг для ключей (опций) команд.

Отдельные внешние и встроенные команды используют символ " + " для разрешения некоторой опции, а символ " – " — для запрещения.

модуль. Модуль (остаток от деления) — арифметическая операция.

В зависимости от контекста применения, символ % может выступать в качестве шаблона.

домашний каталог. [тильда] Соответствует содержимому внутренней переменной $HOME.

bozo — домашний каталог пользователя bozo, а команда ls

bozo выведет содержимое его домашнего каталога.

/ — это домашний каталог текущего пользователя, а команда ls

/ выведет содержимое домашнего каталога текущего пользователя.

текущий рабочий каталог. Соответствует содержимому внутренней переменной $PWD.

предыдущий рабочий каталог. Соответствует содержимому внутренней переменной $OLDPWD.

начало-строки. В регулярных выражениях символ "^" задает начало строки текста.

изменяет поведение терминала или управляет выводом текста. Управляющий символ набирается с клавиатуры как комбинация CONTROL + .

Ctl-C

Завершение выполнения процесса.

Ctl-D

Выход из командного интерпретатора (log out) (аналог команды exit).

"EOF" (признак конца файла). Этот символ может выступать в качестве завершающего при вводе с stdin.

Ctl-G

"BEL" (звуковой сигнал — "звонок").

Ctl-H

Backspace — удаление предыдущего символа.

Ctl-J

Ctl-L

Перевод формата (очистка экрана (окна) терминала). Аналогична команде clear.

Ctl-M

Ctl-U

Стирание строки ввода.

Ctl-Z

используется как разделитель команд или переменных. В качестве пробельного символа могут выступать — собственно пробел (space), символ табуляции, символ перевода строки, символ возврата каретки или комбинация из вышеперечисленных символов. В некоторых случаях, таких как присваивание значений переменным, использование пробельных символов недопустимо.

Пустые строки никак не обрабатываются командным интерпретатором и могут свободно использоваться для визуального выделения отдельных блоков сценария.

$IFS — переменная специального назначения. Содержит символы-разделители полей, используемые некоторыми командами. По-умолчанию — пробельные символы.

Примечания

Интерпретатор, встретив фигурные скобки, раскрывает их и возвращает полученный список команд, которые затем и исполняет.

Исключение: блок кода, являющийся частью конвейера, может быть запущен в дочернем процессе (subshell-е).

Комментарии

Помимо отступов, большие логически замкнутые блоки программы удобно разделять строками-комментариями, содержащими информацию о смысле последующего блока. Комментарий – это строка (или несколько строк) из произвольных символов, заключенная в фигурные скобки :

Другой вариант оформления комментария :

Внутри самого комментария символы > или *) встречаться не должны.

Во время компилирования программы комментарии игнорируются. Следовательно, их можно добавлять в любом месте программы . Можно даже разорвать оператор вставкой комментария. Кроме того, все, что находится после ключевого слова end ., завершающего текст программы , компилятор тоже воспринимает как комментарий.

Директивы компилятора

Строка, начинающаяся символами комментарием , а директивой компилятора – специальной командой, от которой зависит процесс компиляции и выполнения программы . Директивы мы будем рассматривать в тех разделах, к которым они относятся "по смыслу".

Например, строка <$I-,Q+>отключает контроль правильности ввода-вывода, но включает контроль переполнения при вычислениях.

Идентификаторы

Имена, даваемые программным объектам ( константам , типам, переменным , функциям и процедурам, да и всей программе целиком) называются идентификаторами . Они могут состоять только из цифр, латинских букв и знака "_" (подчеркивание). Однако цифра не может начинать имя. Идентификаторы могут иметь любую длину, но если у двух имен первые 63 символа совпадают, то такие имена считаются идентичными.

Вы можете давать программным объектам любые имена, но необходимо, чтобы они отличались от зарезервированных слов , используемых языком Pascal , потому что компилятор все равно не примет переменные с "чужими" именами.

Приведем список наиболее часто встречающихся зарезервированных слов :

Переменные и типы данных

Переменная – это программный объект , значение которого может изменяться в процессе работы программы .

Тип данных – это характеристика диапазона значений, которые могут принимать переменные , относящиеся к этому типу данных.

Все используемые в программе переменные должны быть описаны в специальном разделе var по следующему шаблону:

Язык Pascal обладает большим набором разнообразных типов данных, однако сейчас мы укажем лишь некоторые из них. Обо всех же типах данных мы поговорим в следующей лекции, там же приведем и различные примеры описания переменных

Константы

Константа – это объект , значение которого известно еще до начала работы программы .

Константы необходимы для оформления наглядных программ , незаменимы при использовании в тексте программы многократно повторяемых значений, удобны в случае необходимости изменения этих значений сразу во всей программе .

В языке Pascal существует три вида констант:

  • неименованные константы (цифры и числа, символы и строки, множества);
  • именованные нетипизированные константы ;
  • именованные типизированные константы .

Неименованные константы

Неименованные константы не имеют имен, и потому их не нужно описывать.

Тип неименованной константы определяется автоматически, по умолчанию:

  • любая последовательность цифр (возможно, предваряемая знаком "-" или "+" или разбиваемая одной точкой) воспринимается компилятором как неименованная константа – число (целое или вещественное);
  • любая последовательность символов, заключенная в апострофы , воспринимается как неименованная константа – строка (см. лекцию 5);
  • любая последовательность целых чисел 3 Существует, однако, ограничение на объем множеств, поэтому последовательности чисел не должны быть слишком длинными либо символов через запятую, обрамленная квадратными скобками, воспринимается как неименованная константа – множество (см. лекцию 5).

Кроме того, существуют две специальные константы true и false, относящиеся к логическому типу данных.

Примерами использования неименованных констант могут послужить следующие операторы :

Нетипизированные константы

Именованные константы , как следует из их названия, должны иметь имя. Стало быть, эти имена необходимо сообщить компилятору , то есть описать в специальном разделе const.

Если не указывать тип константы, то по ее внешнему виду компилятор сам определит, к какому ( базовому) типу ее отнести. Любую уже описанную константу можно использовать при объявлении других констант, переменных и типов данных . Вот несколько примеров описания нетипизированных именованных констант :

Типизированные константы

Типизированные именованные константы представляют собой переменные (!) с начальным значением, которое к моменту старта программы уже известно. Следовательно, во-первых, типизированные константы нельзя использовать для определения других констант, типов данных и переменных , а во-вторых, их значения можно изменять в процессе работы программы .

Описание типизированных констант производится по следующему шаблону:

Из приведенных ниже примеров видно, как это сделать:

Примеры типизированных констант других типов мы будем приводить по мере изучения соответствующих типов данных.

Комментарии

Помимо отступов, большие логически замкнутые блоки программы удобно разделять строками-комментариями, содержащими информацию о смысле последующего блока. Комментарий – это строка (или несколько строк) из произвольных символов, заключенная в фигурные скобки :

Другой вариант оформления комментария :

Внутри самого комментария символы > или *) встречаться не должны.

Во время компилирования программы комментарии игнорируются. Следовательно, их можно добавлять в любом месте программы . Можно даже разорвать оператор вставкой комментария. Кроме того, все, что находится после ключевого слова end ., завершающего текст программы , компилятор тоже воспринимает как комментарий.

Директивы компилятора

Строка, начинающаяся символами комментарием , а директивой компилятора – специальной командой, от которой зависит процесс компиляции и выполнения программы . Директивы мы будем рассматривать в тех разделах, к которым они относятся "по смыслу".

Например, строка <$I-,Q+>отключает контроль правильности ввода-вывода, но включает контроль переполнения при вычислениях.

Идентификаторы

Имена, даваемые программным объектам ( константам , типам, переменным , функциям и процедурам, да и всей программе целиком) называются идентификаторами . Они могут состоять только из цифр, латинских букв и знака "_" (подчеркивание). Однако цифра не может начинать имя. Идентификаторы могут иметь любую длину, но если у двух имен первые 63 символа совпадают, то такие имена считаются идентичными.

Вы можете давать программным объектам любые имена, но необходимо, чтобы они отличались от зарезервированных слов , используемых языком Pascal , потому что компилятор все равно не примет переменные с "чужими" именами.

Приведем список наиболее часто встречающихся зарезервированных слов :

Переменные и типы данных

Переменная – это программный объект , значение которого может изменяться в процессе работы программы .

Тип данных – это характеристика диапазона значений, которые могут принимать переменные , относящиеся к этому типу данных.

Все используемые в программе переменные должны быть описаны в специальном разделе var по следующему шаблону:

Язык Pascal обладает большим набором разнообразных типов данных, однако сейчас мы укажем лишь некоторые из них. Обо всех же типах данных мы поговорим в следующей лекции, там же приведем и различные примеры описания переменных

Константы

Константа – это объект , значение которого известно еще до начала работы программы .

Константы необходимы для оформления наглядных программ , незаменимы при использовании в тексте программы многократно повторяемых значений, удобны в случае необходимости изменения этих значений сразу во всей программе .

В языке Pascal существует три вида констант:

  • неименованные константы (цифры и числа, символы и строки, множества);
  • именованные нетипизированные константы ;
  • именованные типизированные константы .

Неименованные константы

Неименованные константы не имеют имен, и потому их не нужно описывать.

Тип неименованной константы определяется автоматически, по умолчанию:

  • любая последовательность цифр (возможно, предваряемая знаком "-" или "+" или разбиваемая одной точкой) воспринимается компилятором как неименованная константа – число (целое или вещественное);
  • любая последовательность символов, заключенная в апострофы , воспринимается как неименованная константа – строка (см. лекцию 5);
  • любая последовательность целых чисел 3 Существует, однако, ограничение на объем множеств, поэтому последовательности чисел не должны быть слишком длинными либо символов через запятую, обрамленная квадратными скобками, воспринимается как неименованная константа – множество (см. лекцию 5).

Кроме того, существуют две специальные константы true и false, относящиеся к логическому типу данных.

Примерами использования неименованных констант могут послужить следующие операторы :

Нетипизированные константы

Именованные константы , как следует из их названия, должны иметь имя. Стало быть, эти имена необходимо сообщить компилятору , то есть описать в специальном разделе const.

Если не указывать тип константы, то по ее внешнему виду компилятор сам определит, к какому ( базовому) типу ее отнести. Любую уже описанную константу можно использовать при объявлении других констант, переменных и типов данных . Вот несколько примеров описания нетипизированных именованных констант :

Типизированные константы

Типизированные именованные константы представляют собой переменные (!) с начальным значением, которое к моменту старта программы уже известно. Следовательно, во-первых, типизированные константы нельзя использовать для определения других констант, типов данных и переменных , а во-вторых, их значения можно изменять в процессе работы программы .

Описание типизированных констант производится по следующему шаблону:

Из приведенных ниже примеров видно, как это сделать:

Примеры типизированных констант других типов мы будем приводить по мере изучения соответствующих типов данных.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector