No Image

Stronghold crusader 2 special edition обзор

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Градостроительную серию Stronghold последние лет эдак десять принято тихонько оплакивать, вспоминая былой восторг от первой части и глядя на то, чем Firefly Studios потчуют фанатов теперь.

Сами посудите: Stronghold 2 — трехмерное сборище программных ошибок, а фэнтезийный спин-офф Legends и вовсе попытался распрощаться с экономическим аспектом в пользу кровавых баталий. О вышедшем в 2011 году продолжении и говорить нечего, ибо одного взгляда на Metascore третьей игры достаточно, чтобы понять, как плохи дела. Где-то в промежутке была еще вариация «Веселой фермы» с подзаголовком Kingdoms, но едва ли ее можно считать за полноценного наследника. С таким набором ценителям классической механики франчайза только и оставалось, что довольствоваться HD-переизданиями любимой игры и ее аддона, Crusader.

И вот же чудо! Очередное заявление разработчиков о намерении вернуть себе пальму первенства, сделав Stronghold Crusader 2. Шире, лучше, круче, больше! Несмотря на подорванное доверие, сиквел разлетелся огромным количеством предзаказов по библиотекам пользователей, затаивших дыхание в преддверии возвращения короля. Свершилось? Ну, как сказать.

Когда запускаешь игру в первый раз, ощущения двоякие. Вступительный ролик словно бы сделан на заре века, а нарисованное и бедно анимированное главное меню навевает не самые приятные подозрения. Зато выбор-то какой, ого-го! Тут и цикл обучающих миссий, и вводные кампании о крестовых походах на Ближнем Востоке, и боевые сценарии, и простая песочница — короче говоря, все для того, чтобы выжать максимум из геймплея.

А геймплей-то вот в чем: из горстки вверенных крестьян, толпящихся у стен одинокого здания, игроку нужно вырастить настоящую инфраструктуру — достаточно дееспособную, чтобы самому держаться на плаву, и достаточно мощную, чтобы еще при этом врага одолеть. Подниматься с колен предстоит за счет строительства необходимых предприятий, добычи ресурсов и постоянного контроля рациона и налогов. Попутно собирается армия, отправляется к твердыне неприятеля и методично пробивает себе путь к победе. Звучит, ясное дело, отлично. Играется тоже вполне неплохо. Проблема лишь в том, что точно те же слова отлично описывают оригинальную Crusader 2002 года.

Да, здесь новизна получаемых эмоций дает сбой. Минут через 10 после начала понимаешь, что где-то все это уже видел, а еще через пару мгновений калька с первой Stronghold видна невооруженным глазом. Процесс идентичен до последней мелочи, от расстановки зданий до контроля то и дело рвущих когти крестьян. Конечно, верность традициям и возвращение к истокам — это круто, но хотелось бы чего-нибудь посвежее, что ли.

Впрочем, отличий тут тоже хватает. Нет, не потому, что их много — а потому, что они либо не нужны, либо очень желанны, но реализованы так, что лучше бы все оставалось как прежде.

Так, например, очевидной деталью стал переход игры в полное 3D. И правда, обмана никакого: знакомые по первой части домики, башенки и хижины аккуратно перенесены в честный объем и теперь отбрасывают динамические тени на мягкую шейдерную водичку. Камеру можно всячески крутить вокруг трехмерных человечков — и даже приближать, чтобы… М-м, нет, приближать лучше не стоит. Малейшее намерение спуститься с небес на землю моментально рушит визуальный шарм, обнажая модели уровня чуть ли не Stronghold 2, прикрытые симпатичными спецэффектами. Лучше забыть, какой на дворе год, остаться на стандартном масштабе и перейти к следующему пункту. Мы ведь тут все-таки со стратегией дело имеем.

Попытки собственно поиграть в Stronghold Crusader 2 знакомят нас с еще одним нововведением — тем самым «улучшенным искусственным интеллектом». Любой режим (не считая Sandbox) рано или поздно подгоняет под наши стены войско противника, от которого, ясное дело, нужно отбиваться. Пф, раз плюнуть! Ведь на сторожевых башнях есть лучники, которые… уже смиренно пали от вражьих стрел, так и не открыв огонь. Ладно, план Б. Выводим свеженький отряд копейщиков за стены крепости и даем отпор недругу! Погодите, куда вы? Зачем вы гонитесь за этим львом? Почему враги жгут друг друга? Для чего имам благословляет масляные лужи?!

Примерно такой спектр вопросов провоцирует поведение местного AI. Юниты самым непредсказуемым образом реагируют на приказы, выбирают самые нелепые и опасные маршруты, атакуют по известным только им тактикам — буквально делают все, чтобы вывести своего лорда из себя. Поэтому готовьтесь к тому, что в ваше отсутствие осадный отряд будет увлеченно скрести носом по крепости врага, а когда обнаружится очередная неполадка в рядах подчиненных, раздавать приказы будет уже некому. Трагично, если не сказать больше.

К сожалению, на этом список гадостей не заканчивается. С другой же стороны, после вышеупомянутых прорех они не кажутся такими кошмарными. Уже не хочется раздувать проблему из неоправданно долгих загрузок, пропадающего интерфейса, сомнительной оптимизации, периодических вылетов, копеечного дизайна — и целого вороха других мелочей. Неприятных сюрпризов в игре не счесть, но многие из них скорее из разряда вещей, которые можно подправить патчами, и упоминания не стоят. Ну, разве что старожилам серии предстоит с ужасом обнаружить пропажу внушительной доли боевых единиц. Стоило ожидать, не так ли?

Читайте также:  2 5 Дюймовый жесткий диск

Теперь самое странное — даже в таких диких условиях играть интересно. Да-да, парадокс: в какой-то момент тьма допущений и промахов отходит на второй план, позволяя всему этому великолепию работать. Тут-то и обнаруживаешь, что от игры получаешь неподдельное удовольствие, выстраивая свою крепость, выращивая скот для своих подданных и тщательно планируя следующее наступление на соседний форпост, пока при дворе орудуют воры, а фермеры сетуют на саранчу. Без багов Crusader 2 превращается в правильную и умеренно сложную стратегию, в которой по случаю не стыдно провести вечер-другой. Видимо, запал оригинала все еще дает о себе знать и на покой не собирается.

Так что же в итоге? Хорошая ли это игра? Все зависит от того, как вы провели начало 2000-х. Фанатов может и увлечь по старой любви, которой никакие баги не преграда. Для остальных же любителей жанра Stronghold Crusader 2 — посредственная стратегия, найти более качественную замену которой уж точно труда не составит.

Близкие по духу

Пережитый позор произвел на британскую студию Firefly эффект мощной затрещины: вместо еще более ужасного, чем Stronghold 3, порождения тьмы мы видим Stronghold Crusader 2. Firefly отреставрировали знаменитый замковый симулятор — и почти все, что было варварски разграблено в Stronghold 3, в этот раз бережно отстроили заново. С оговорками, но тем не менее.

Ключевым аргументом в споре в Stronghold всегда были толстые и неприступные стены. Но почему-то именно от крепостей в Stronghold 3 остались рожки да ножки: единственная разновидность стен строилась как в обыкновенных RTS: ткнул в одной точке, ткнул в другой — получил забор. Даже удвоить толщину нельзя, не говоря уже обо всем прочем. Но теперь все заработало: и удвоить, и утроить, и в шесть рядов, и лесенку прилепить, и конфигурация какая угодно — в Crusader 2 вернули сетку строительства, поэтому стена ставится фрагментами.

Конечно, в первозданном виде этот бесподобный, хотя и слишком занудный инструмент создания цитаделей не вернулся. Так, нет низких стен, парапеты встроены по умолчанию, всего один вид сторожки и маловато башен. Но и с таким нехитрым набором можно соорудить что-нибудь непрошибаемое и приятное глазу.

Однако защита бастионов стала куда более сложной задачей. Например, стрелки ни за что не разместятся на башне так, как вы прикажете. Пятеро из десяти обязательно останутся на соседней стене, и вам придется рассаживать их по одному. Это рождает забавный парадокс: на маленькой башенке умещается полтора десятка лучников. Если запихивать их туда по одному.

ЭТО МАЙКЛ БЭЙ: зато движок Havok достойно рисует повреждения каменных строений. Стены крошатся — во! Башни рушатся — во! Трупы катаются по земле и бьются в припадке бессильной злобы на мироздание — . Ну, хотя бы исчезают быстро.

Но преимущество высоты и каменных парапетов отчего-то не так велико, чтобы застрельщики на стенах и башнях могли легко отбиваться от значительно превосходящих сил. Crusader 2 словно вытряхивает нас из родной цитадели и тащит за руку: давай воевать! по коням! где копейщики? Изначально серия была немного про другое: первые сорок минут соперники соревновались в возведении уродливых или не очень замков, ощетинивались баллистами, еще полчаса собирали армию и одним ударом решали, чей лорд толще. Новый геймплей предполагает менее ленивого и более инициативного игрока.

► Солдаты шагают абсолютно синхронно — опыт Total War прошел мимо Firefly. ► На нейтральной территории можно строить только баррикады и прочую чепуху: капитальные стены разрешены только на домашней территории.

Зато Firefly смогли почти полностью искоренить дурные мысли в головах ваших бойцов. Лучники не катятся с башен, роняя тапки, только чтобы схватиться с мечниками в рукопашной и сдохнуть. Копейщики и пехота нестройными, но послушными ватагами скачут ровно туда, куда вы им прикажете, а не в дубовую рощу по ягоды. Правда, боевой строй солдаты держат неохотно и сбиваются в несолидные кучки. А солидных куч и нет — Crusader 2 не дает накопить толпу войск.

Тем не менее сам процесс священной войны радует примерно так же, как и в оригинале, с поправкой на уменьшенный масштаб, реалии нового движка и, разумеется, скудный умишко компьютерных противников.

Бытие крепостного под нашим началом беспросветно и печально. Для него — не для нас. Винтики экономических цепочек вновь крутятся в верных направлениях. Крестьяне несут зерно на склад. Мельник забирает его, перемалывает, возвращает. Пекарь уносит мешок муки и в конце концов достает из печи ворох горячих буханок свежего хлеба. Но все это необходимо защищать и оберегать: представьте, какая безобразная дыра в графике образуется, если убить носильщика с пшеницей в самом начале.

Читайте также:  Acer aspire 5935g характеристики

Такой жестокий распорядок для Stronghold привычен. Как ни забавно, именно экономическую составляющую в третьей части испортить не смогли, да и тут тоже все в порядке. Что пятнадцать лет назад, что сегодня слаженность механизма зависит только от ваших усилий. Удачно ли поместили амбар? Не забыли вырыть колодец рядом с фермами? Далеко ли кузнецу ковылять до арсенала? Далеко? Значит, кто-то сегодня останется без кирасы.

ЭТО ВАЖНО: Crusader в названии помимо темы крестовых походов указывает еще кое на что: большие проблемы по части пищевой логистики. Здания для производства еды строятся только на зеленых пастбищах оазисов, а их предательски мало. В самых запущенных случаях придется тесниться на одной делянке с вашим противником.

Некоторые детали не выдержали проверку. временем? Черта с два временем! Просто у кого-то не дошли руки. Так, в Crusader 2 под корень вырезали строения репутации — всякие увеселения, клумбы, танцующих цирковых медведей, а также виселицы, выгребные ямы и клетки. Первые понижали работоспособность, повышали счастье. Вторые — наоборот. Но в Crusader 2 понятия безделья нет в принципе, и потому ничего из этого не нужно. Очень обидная потеря — как для механики, так и для антуража.

Однако по-настоящему роковой недостаток у Stronghold Crusader 2 один — отвратительно дешевая реализация. Графики это почти не касается: немного устаревшая, она все равно рисует лавочки и домишки с кучей подробностей. А вот заставки, арты, вступительный ролик сделаны на уровне начинающего любителя, уверенного в своем профессионализме. То же касается и озвучки.

Но если стерпеть уродливость оформления, сама игра вас приятно удивит. После того как мы все пережили Stronghold 3, это — настоящий праздник.

Несмотря на столь печальный исход всех экспериментов с серией, Firefly Studios своих попыток войти дважды в одну реку не оставила и выдала Stronghold Crusader 2 — как понятно из названия, это идейный наследник того самого «Крестоносца», что принес серии всемирную известность. Обещали, как всегда, кучу приятных плюшек, стараясь угодить в первую очередь тем, кто возвел и разрушил не одну сотню замков в поисках Гроба Господня (или, наоборот, защищая Святую землю от иноземных захватчиков), и одновременно с этим привнести что-то новое в давно застоявшийся жанр градостроительных симуляторов.

Обещания обещаниями — все мы знаем, что подобные увещевания в надежде заманить как можно больше игроков зачастую оказываются лишь словами, которые имеют мало общего с истинным положением дел. Сомнений добавлял и тот факт, что Firefly Studios, по сути, компания одного проекта — после Crusader достойных творений за ней не числилось. С другой стороны, на фоне отсутствия хоть какой-то альтернативы обычный ремейк с симпатичной графикой и отсутствием багов уже можно было бы назвать неплохим результатом — все равно подобных проектов сейчас не найти.

Ах, как хочется вернуться…

Ожидалось, что авторы всячески будут эксплуатировать чувства ностальгирующих поклонников оригинала. Так и вышло — несмотря на переход от спрайтовой графики к полноценной трехмерной картинке, дизайн построек и общие принципы игрового процесса остались теми же. Лорд на главной башне, крестьяне, греющиеся у костра в ожидании направления на работу, те же самые амбар и склад с кучей припасов, шут, бегающий среди домов… Такой вот нехитрый способ выжать скупую слезу за воспоминанием всех тех часов, проведенных за постройкой сотен крепостей среди негостеприимных арабских пустынь.

Как и в любом уважающем себя градостроительном симуляторе, игра держится на двух столпах — привлекательности города для его жителей и производстве ресурсов. Чтобы привести свое поселение к процветанию, необходимо найти баланс между этими факторами. Какой толк от того, что амбары ломятся от провизии, если крестьяне бегут из города из-за высоких налогов и отсутствия развлечений? И наоборот — млеющее от превосходных условий население, забывшее о том, когда последний раз брало в руки мотыгу или топор, быстро падет жертвой диких животных, стихийных бедствий или своих сородичей из соседнего города, не забывающих о том, что человек человеку волк.

Никуда не делись и производственные цепочки: хлеб попадает на стол не прямиком с поля — сначала надо собрать пшеницу, отнести зерно на мельницу, помолоть там муку и отправить ее в пекарню, где, наконец, выпекут очередной румяный каравай. Правильно спроектировать будущую ресурсную сеть, чтобы одни производственные здания не простаивали впустую, а другие не заваливали склад излишками продукции, — одна из многих задач здешнего средневекового правителя. Нельзя забывать и о логистике: единственная пивоварня где-нибудь на окраине города приведет к тому, что пиво будет доходить до жаждущих выпивки слишком долго; плотная застройка тоже имеет свои минусы — внезапно возникший пожар может с легкостью уничтожить все труды разом.

Читайте также:  Звонок на смс самсунг

По-прежнему актуальна проблема крепостных стен — слишком большой периметр худо-бедно защитит всех, но не спасет от сконцентрированного прорыва на узком участке, а мощные стены лишь вокруг центра города грозят потерями от постоянных набегов на остальную часть поселения.

Конечно же, вся эта возня с добычей ресурсов, производством и выполнением прихотей населения нужна только для того, чтобы вооружить вчерашних крестьян различным острым железом и разнести по кирпичику крепость соседа.

Здесь тоже не обходится без производственных цепочек: наши бойцы — бывшие крестьяне, латы и оружие не берутся в казармах ниоткуда, их тоже следует заранее выковать из железа, добытого на рудниках. Не будет прироста населения — не будет и солдат, а что произойдет в случае отсутствия армии, объяснять, наверное, не стоит.

Хотим мира — готовимся к войне: возводим башни для лучников, ставим на стены чаны с кипящей смолой и жаровни с углями. Осады замков мало чем отличаются от оригинальной Crusader, разве что стены теперь разваливаются по всем законам физики. Стрелки выкашивают защитников со стен и башен, тяжелая пехота ломает ворота с помощью тарана, а обороняющаяся сторона тоже не дремлет: внезапная вылазка может свести на нет тщательно спланированную операцию.

Для заядлых пацифистов имеется режим «песочницы», где на карте нет врагов, а из опасностей только дикие звери да стихийные бедствия, но выглядит он откровенно скучно — больно уж скудно представлена мирная жизнь поселения.

Милорд, нашу игру пожрал долгоносик!

Не зря описание второй части так сильно напоминает первого «Крестоносца» — с новыми идеями у разработчиков большие проблемы. Почти все изменения заключаются в урезании контента оригинала и переводе того, что осталось, на новый движок. Потребности населения выглядят не совсем логично — к примеру, церковь лишь одного вида, да и та нужна только для удовлетворения потребности в молитве, на которую тратятся… свечи. Почему убрали столь милую сердцу любого феодала систему «кнута и пряника»? Напомню, в первой части был целый подкласс строений, влияющих на счастье населения, — сады, статуи и прочие бесполезные украшательства. Как противовес им имелись виселицы, дыбы, позорные столбы — все эти непременные атрибуты мрачного Средневековья, благодаря которым крестьяне и думать забывали об отдыхе (суть идеи «пятилетку за три года» придумали вовсе не коммунисты). Почему все это вдруг стало лишним для градостроительного симулятора?

Геймплей это никак не обогатило, а возможности для отыгрыша властителя средневекового городка практически исчезли. Едва ли не вся прелесть подобных стратегий заключается в возможности в подробностях рассмотреть повседневную жизнь своих подданных: вот молочник ухаживает за стадом, там мельник, спешащий на склад, задержался в саду, чтобы полюбоваться красивой статуей, а здесь дети играют во дворе дома… В Crusader 2 от всего этого почти ничего не осталось — жители теперь совсем не похожи на настоящих людей, а представляют собой лишь инструмент очистки всей карты от врагов.

Зачем-то создатели избавились от полноценной статистики, позволяющей планировать развитие города: вся информация теперь умещается в паре строчек на экране цитадели да кусочке интерфейса с указанием количества жителей и их потребностей.

Добавьте ко всему этому общую недоделанность игры (будто перед нами не полноценный релиз, а альфа-версия в раннем доступе), ужасную по современным меркам графику, убогую озвучку (по крайней мере в русской локализации), примитивный ИИ… В целом все выглядит скорее как поделка уровня любительской сборки на Unity, нежели работа авторов того самого «Крестоносца».

Единственное вменяемое оправдание всех этих непотребств, что сотворили с игрой разработчики, — классическое «они хотели как лучше». Видимо, ориентация была в первую очередь на мультиплеер, поэтому и убраны «лишние» с точки зрения соревновательного геймплея элементы, а менеджмент поселения сведен к минимуму. С другой стороны, а где же в таком случае развитие военной составляющей? Новых «юнитов» мало, отсутствует микроменеджмент армии, уникальные умения у отдельных бойцов присутствуют, но обнаружить их можно только методом «тыка». Где приятная глазу графика и удобный интерфейс, в конце концов? Кучу мельтешащих тел, слившихся в одно пятно, никак нельзя назвать красочным сражением, а ведь именно так здесь выглядит любой бой. Радует лишь то, что битвы столь же динамичны, как и прежде, особенно на картах с большим количеством противников.

И это, пожалуй, единственное достоинство Crusader 2. В остальном вторая часть не выдерживает никакого сравнения с оригиналом (к слову, тоже не лишенным недостатков). Тем, кто снова хочет окунуться в атмосферу Средневековья, лучше обзавестись HD-переизданием, нежели платить за откровенную халтуру.

Плюсы: динамичные сражения по Сети.
Минусы: скудность контента; интерфейс и графика устарели на десяток лет; баги.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector